
Журнал «Сравнительная политика» (Comparative Politics Russia) — рецензируемый научный журнал, посвященный международно-политической и внутриполитической проблематике в ракурсе сравнительного анализа. Издается с 2009 года. C 2023 года соучредителями журнала являются издательская группа «Юрист» и МГИМО.
В журнале «Сравнительная политика» публикуются материалы по широкому спектру социальных процессов:
- внутренняя и мировая политика;
- международные отношения и международная политическая экономия;
- сравнительное правоведение и политическая журналистика;
- политическая социология;
- страноведение и регионоведение;
- политическая история и политическая философия и др.
Журнал входит в международные базы данных Web of Science (ESCI), Google Scholar, а также в Russian Science Citation Index (РИНЦ). Согласно классификатору Высшей аттестационной комиссии России (ВАК), опубликованные в журнале статьи учитываются при защите кандидатских и докторских диссертаций по следующим направлениям:
- 5.5.2. Политические институты, процессы, технологии;
- 5.5.4. Международные отношения (политические науки);
- 5.6.7. История международных отношений и внешней политики (исторические науки).
К публикации в журнале принимаются исследовательские и обзорные статьи, рецензии — на русском или английском языках. Все материалы проходят проверку в системе «Антиплагиат» и рецензирование.
Текущий выпуск
ПРЕДСТАВЛЯЯ НОМЕР
Термин «мировое большинство» прочно утвердился в актуальном дискурсе международных отношений в качестве зонтичного понятия для определения незападного мира. Порой этот термин стремятся представить как имеющий выраженный антизападный характер. Однако это вольная интерпретация: представители крупнейших участников данного условного – как не имеющего интеграционного знаменателя – сообщества в лице Индии, Китая, да и России – неоднократно акцентировали альтернативный по отношению к Западу вектор эволюции этого сообщества – альтернативный, но не антагонистический. В представляемом выпуске мировое большинство включает рассмотрение реалий России, Китая, Индии, Африки.
«МИРОВОЕ БОЛЬШИНСТВО» В СВОЕМ МНОГООБРАЗИИ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Изучение «двойных периферий» является одним из новых направлений центр-периферийных исследований, становление которого осложняется сегодня рядом трудностей методологического порядка. К их числу относятся вопросы концептуализации и эмпирической интерпретации «двойной периферии» как научного понятия. На материале российского Дальнего Востока в статье предпринимается попытка методологически обоснованной идентификации конкретной двойной периферии. На основе результатов современных центр-периферийных исследований автором предлагается рабочее определение двойной периферии, исходя из которого выделяются статистические показатели, необходимые для оценки принадлежности социально-географического объекта к перифериям названного типа. Опираясь на сравнительно-исторический анализ количественных данных о состоянии общественного потенциала российского Дальнего Востока в 1990–2020 гг. и динамике его торговых, инвестиционных и миграционных связей, автор фиксирует сложившуюся в постсоветский период двойную периферийность макрорегиона в отношении стран СВА-3 (Китай, Япония, Республика Корея) и России, наиболее определенно проявляющуюся в таких сферах, как вывоз товаров и выездной туризм. В заключении статьи намечаются возможные пути политического стимулирования социально-экономического развития дальневосточного макрорегиона в условиях объективных ограничений, задаваемых его периферийным положением. Сделан вывод о необходимости перехода от проводившейся с начала 2010-х гг. селективной политики локальных преференций к площадному плановому освоению Дальнего Востока на основе введения на территории ДФО особого режима управления.
Великие державы играют важную роль в глобальных и региональных процессах. На фоне поворота западных стран к деглобализации Китай и Россия сохраняют приверженность ориентирам на экономическую глобализацию и реализуют свои идеи по продвижению евразийской интеграции. Цель данного исследования – сформулировать и сопоставить китайский и российский подходы к глобализации и регионализации и выявить влияние этих подходов на государственную политику двух стран в сфере евразийской интеграции. На основе сравнения официальных позиций и позиций экспертно-политического сообщества двух государств автор приходит к выводу, что, несмотря на некоторые различия в китайском и российском взглядах на глобализацию и регионализацию, у обеих стран общие позиции по двум важным аспектам: глобализация должна нести максимальный набор выгод для всего человечества, региональная интеграция не противоречит глобализации. В этом, по мнению автора, состоит основа сотрудничества Москвы и Пекина в евразийских интеграционных процессах, институтах и проектах – ШОС, ЕАЭС и ОПОП.
В статье исследуется взаимосвязь качества политических и экономических институтов с экономическим ростом. Цель работы заключается в эмпирической проверке гипотезы о взаимозависимости качества институтов и темпов роста ВВП в период после глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. Хронологические рамки охватывают период устойчивого мирового экономического роста с 2010 по 2018 гг., верхняя граница которого обусловлена началом кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Для оценки качества политических институтов используется средняя за девять лет позиция страны в «Индексе демократии» (англ. “Democracy Index” ). Качество экономических институтов оценивается на основе средней за тот же период позиции страны в «Индексе легкости ведения бизнеса» (англ. “Ease of Doing Business Index” ). Темпы экономического роста стран рассчитаны как средняя позиция в рейтинге за девять лет по данным Всемирного банка. Корреляционный анализ доказывает, что в период после глобального экономического кризиса наибольшие темпы роста демонстрировали страны с достаточно низкими позициями в «Индексе демократии» и «Индексе бизнеса», тогда как лидеры рейтингов показывали более низкие темпы экономического роста. Обнаруженные расхождения могут объясняться как эффектом низкой базы ряда стран-лидеров по темпам роста, так и эффективной экономической политикой их элит. При этом кейс России демонстрирует положительную корреляцию между низкой позицией в «Индексе демократии» и низкой позицией по темпам экономического роста, а также отрицательную корреляцию между относительно неплохой позицией в «Индексе бизнеса» и низкой позицией по темпам экономического роста. Этот парадокс может объясняться как значительными негативными эффектами глобального экономического кризиса и антироссийскими санкциями, так и неэффективной экономической политикой. Полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего развития методологии исследований на стыке политологии и экономики для лучшего понимания взаимосвязи институтов различных сфер общественной жизни и динамики макроэкономических показателей.
Цель данной работы – выявить изменения приоритетов африканской стратегии ЕС, стремящегося сохранить свои позиции континенте в условиях конкуренции со стороны таких акторов, как США и Китай, а также проследить эволюцию форматов связей и влияния интеграционных процессов на модель отношений ЕС – Африка. Авторы используют междисциплинарный подход, комплексный историко-описательный, или нарративный, метод и сравнительный анализ для определения новых трендов в сотрудничестве ЕС со странами Африки. В их числе – переход к мультилатерализму и регионализации; задействование элементов интеграции и внешней европеизации как сближения процедур, практик и норм при реализации новых проектов сотрудничества в Африке; использование инструментов «мягкой силы»; декларирование «равноправия партнеров»; политизация взаимодействия ЕС – Африка. Но эффективность европеизации – переноса европейской системы ценностей и строительства демократии в африканских странах с другими цивилизационными нормами – весьма ограничена, поэтому страны ЕС следуют институциональной логике в отношениях с ними. Авторы отмечают, что процессы региональной интеграции в Африке – один из результатов углубления взаимосвязей при сохраняющейся их асимметрии и важное отличие проекта ЕС – Африка от других моделей взаимодействия. Асимметрия проявляется в экономических отношениях (торговые соглашения), признании «равноправности» партнеров, различных позициях в новом мировом порядке и внутристрановых условиях развития, а также финансовых и кадровых возможностях стран Африки. Не менее актуальным является анализ усиливающейся конкуренции ЕС с США и Китаем в Африке, выявление специфики их связей с континентом, перспектив развития сотрудничества ЕС с Африкой в новых условиях и возможной неэффективности очередного проекта ЕС – Африка.
В нынешних условиях конфронтации с Западом Россия стремится диверсифицировать внешние связи, что обуславливает рост внимания к таким партнерам, как страны Африки. Налаживание эффективного сотрудничества предполагает глубокое знание политических элит, чему во многом способствуют исследования российских африканистов, проводимые на базе Института Африки РАН и в других исследовательских центрах – Центре африканских исследований ИВИ РАН, ИСАА МГУ, МГИМО МИД России, НИУ ВШЭ, ИМЭМО РАН, на Восточном факультете СПбГУ и др. Исследовательский интерес представляют такие направления, как изучение женских политических элит, а также элиты в многосторонних институтах, в первую очередь в структурах ООН.
Сначала 2000-хгг. в Южно-Африканской Республике (ЮАР) одной из главных особенностей формирования политического руководства стало расширение представительства женщин в органах власти на всех уровнях. Некоторые из них занимали руководящие посты в различных структурах ООН. В настоящей статье на основе функционального и биографического методов исследования проанализирована деятельность южноафриканок, которые активно занимались проблематикой прав человека, борьбы с голодом, ВИЧ / СПИД на национальном и международном уровнях, в том числе в рамках ООН и Африканского союза. Объектом исследования статьи стали такие видные политические деятели ЮАР, как Н. Пиллэй, Ф. Мламбо-Нгкука и Ш. Сисулу. Автор отмечает как их достижения в решении упомянутых выше проблем современности, так и трудности, с которыми они сталкивались в период своей деятельности.
Особое внимание уделено отношению южноафриканок к теме гендерного равенства, которое они рассматривают в качестве необходимого условия демократического развития. На различных многосторонних площадках Н. Пиллэй, Ф. Мламбо-Нгкука и Ш. Сисулу выступали за расширение прав и возможностей женщин во всех областях политической, экономической и общественной жизни общества, как находясь на руководящих постах в ООН, так и по завершении срока полномочий. Многолетняя деятельность южноафриканок в рамках ООН в борьбе за права человека, в борьбе с голодом и ВИЧ / СПИД, а также за гендерное равенство демонстрирует возможность участия женщин в решении проблем современности на самом высоком уровне.
В статье анализируются пути трансформации Южной Азии, специфика внешнеполитических стратегий великих держав, сопряженность регионализации и глобализации (их сочетание или противостояние), а также перспективы противостояния / взаимозависимости сверхкрупных стран в регионе. В настоящее время Южная Азия неизбежно испытывает на себе многосторонние и неоднозначные последствия крупнейших геополитических сдвигов. Анализ текущей ситуации приобретает особое значение, поскольку данный регион в определенной мере отражает изменившуюся глобальную обстановку. В Южной Азии расположены государства, которые существенно отличаются друг от друга по численности населения, географическим масштабам, военной и экономической мощи, научно-техническому потенциалу, цивилизационным особенностям и другим параметрам, которые определяют все аспекты межгосударственных отношений. Индия по всем базовым параметрам намного превосходит всех соседей по региону вместе взятых, что порождает у них особые опасения и вызывает чувство собственной беспомощности. При такой ситуации соседи азиатского гиганта стремятся укрепить свои позиции, делая ставку на внерегиональные державы (в настоящий момент это, прежде всего, Китай) и вынося спорные вопросы во взаимоотношениях с Индией на международное обсуждение. В статье разбираются такие вопросы, как воздействие внешнего фактора на международную обстановку в Южной Азии, существенные перемены в положении великих держав после начала постбиполярного периода, индийско-китайское противостояние и негативная для России и Китая роль США в регионе.
МОЗАИЧНОЕ ПОЛЕ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В 2016–2017 гг. именно тандем Франции и Германии способствовал прогрессу в углублении евроинтеграции в сфере безопасности. Несмотря на то, что подходы сторон к соотношению атлантизма и европеизма различаются, им удавалось найти компромисс. Эскалация украинского кризиса внесла изменения в политику безопасности этих государств. В статье выдвигается следующая гипотеза: в последние два года расхождения по вопросам безопасности между сторонами усилились, приходить к согласию становится сложнее. В условиях ограниченности ресурсов Германия в еще большей степени полагается на трансатлантические гарантии, а Франция выступает за европейский подход. Для проверки гипотезы авторы сравнивают изменения в политике и риторике двух государств на трех уровнях: концептуальном (место НАТО и ЕС в стратегических документах и выступлениях лидеров), программно-инициативном (участие в инициативах НАТО и ЕС в сфере безопасности в последние два года) и военно-промышленном (подходы к вооружению и перевооружению армий, приоритет европейских проектов или же трансатлантических закупок). Анализ показал, что после обострения конфликта на Украине стремление Германии и Франции опираться на Североатлантический альянс как на надежного гаранта усилилось, при этом последняя продолжает искать способы развивать европейскую оборону. Отношение обоих государств к инициативам и закупкам в рамках ЕС и НАТО также отличается. Французская республика, опирающаяся на собственный ВПК и ядерное оружие, активно продвигает проекты в Европейском союзе, чтобы получить финансовую выгоду и укрепить европейскую «стратегическую автономию». При этом в рамках Североатлантического альянса государство ведет себя достаточно сдержанно. Германия же, не имеющая таких возможностей, делает упор на проверенные структуры НАТО, двусторонние инициативы и закупки части вооружения в США. Выявлена связь между политическими позициями изучаемых государств и степенью их зависимости от американского ВПК.
В статье исследуются особенности стратегического подхода Соединенного Королевства к политике в отношении России и Китая через призму восприятия британским истеблишментом угроз национальной безопасности. Отталкиваясь от теоретической рамки «смешанного реализма» (англ. "intermestic realism" ), автор анализирует влияние внутриполитического дискурса на постановку стратегических задач во внешней политике и наоборот. Запрос на защиту демократических процессов, вызванный представлениями об угрозах со стороны авторитарных режимов, а также акцент на противодействии государственным акторам обусловили появление новых нарративов в Великобритании. Эти нарративы воздействуют на лиц, принимающих решения в сфере внешней политики, и сохраняют потенциал влиять на стратегическую культуру вне зависимости от партийной принадлежности британского Кабинета. В российско-британских и британо-китайских отношениях проявляются две тенденции, связанные с обвинениями в злонамеренных вмешательствах, кампаниях по дезинформации и попытках иностранного влияния не только на электоральные и демократические процессы, но и общественное мнение, и, следовательно, на магистральный внутриполитический дискурс. В ответ на эти вызовы формируются новые правоприменительные практики, которые, с одной стороны, предоставляют возможности для маневра в политическом планировании, а с другой – ограничивают политику на российском и китайском направлениях заявлениями об угрозах, создавая долгосрочные тренды на жесткую линию в отношении Москвы и все менее гибкий подход в отношении Пекина.
В настоящей статье рассматриваются общие аспекты развития космической деятельности: рост «экономики космоса»; увеличение количества субъектов космической деятельности (как в страновом аспекте, так и функциональном — государство, частный сектор, государственно-частное партнерство); подчеркивается воздействие космической деятельности на развитие других отраслей экономики. Особый акцент в проведенном анализе делается на американской космической деятельности. Обсуждается спирально-эволюционный подход к развитию космической деятельности. Авторы выделяют ключевые космические технологии как в плане развития средств и систем космического базирования, так и в плане производственного комплекса космонавтики, а также определяют основные подходы ведущих космических держав (России, США, Китая) к развитию космических вооружений. Обозначенные аспекты в совокупности подчеркивают необходимость расширения дискуссионных площадок для активизации дебатов по определению перспектив развития мировой космической деятельности.
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Российская энергетическая отрасль является объектом санкций ЕС с 2014 г. С февраля 2022 г. Европейский союз ввел серию беспрецедентных ограничений, затрагивающих торговлю российским топливом – весьма чувствительную для обеих сторон сферу, в которой каждая из них имеет прагматический интерес. Установление в 2022 г. «потолка» цен на нефть явилось апогеем санкционной политики объединения в отношении российского топливно-энергетического комплекса, став одной из самых жестких мер за всю историю антироссийских ограничений ЕС в области энергетики. С целью адаптации к новым реалиям направления экспорта российской нефтяной отрасли были переориентированы из Европы в Азию. Санкционная политика Европейского союза в отношении российского ТЭК и оценка ее влияния на мировой рынок энергетики находятся в фокусе внимания ряда отечественных и зарубежных исследователей. Вместе с тем недостаточно изученными остаются вопросы эффективности российской стратегии адаптации к ограничениям ЕС в данной сфере, а также влияние этой стратегии на ключевых торговых партнеров России. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какое воздействие санкции ЕС в отношении российского топливно-энергетического комплекса оказывают на торговлю энергоносителями между Россией и ее основными контрагентами; отразить современные тенденции торговых отношений России с Китаем, Индией и Турцией в области энергетики; оценить эффективность российской стратегии адаптации к новым реалиям. В результате проведенного анализа авторы приходят к следующему выводу: в краткосрочной перспективе отечественной нефтяной отрасли удалось оперативно отреагировать на возникшие вызовы, что стало возможным за счет предоставления значительных скидок новым партнерам. В ходе применения данной стратегии адаптации российской экономики к актуальным условиям на мировом энергорынке определился круг ключевых бенефициаров последствий санкционной политики ЕС: Индия, Китай и Турция.
Объявления
2025-04-17
Приём статей в журнал на 2025 год закрыт
Уважаемые авторы!
Обращаем ваше внимание на то, что приём статей в выпуски журнала «Сравнительная политика» на 2025 год закрыт. Номера текущего года укомплектованы. В качестве исключения к рассмотрению могут быть приняты рукописи по тематике политики идентичности и политической компаративистики.
Еще объявления... |
ISSN 2412-4990 (Online)