Интеграция новых африканских членов в БРИКС: пример научно-образовательной политики
https://doi.org/10.46272/2221-3279-2025-1-16-4
Аннотация
В статье изучается интеграция новых африканских членов БРИКС в научно-образовательное сотрудничество объединения. Несмотря на значительную критику, связанную с ограниченным объемом научных коллабораций между странами БРИКС, институт предлагает постоянно растущее число форматов взаимодействия в сфере научно-технологического и образовательного сотрудничества. Для корректной оценки необходимы анализ и систематизация форматов сотрудничества внутри объединения, среди которых создание общей исследовательской инфраструктуры, организация научных конференций, регулярные встречи на уровне глав министерств. Более того, их развитие соответствует целеполаганию института, поскольку о появлении этих форматов было декларировано в Меморандуме о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций 2015 г. В связи с изучением развития сотрудничества внутри объединения развитие сотрудничества в области науки и образования в БРИКС вопрос о том, как новые члены БРИКС интегрируются в существующие форматы. Чтобы дать соответствующую оценку, изучено развитие науки и образования, а также проанализированы государственные стратегические документы двух новых членов: Египта и Эфиопии. Между этими странами существует значительный разрыв в уровне экономического развития, развития науки и технологий и базовых показателей грамотности, вследствие чего как вызовы, так и возможности, стоящие перед Египтом и Эфиопией, различаются. Эти дисбалансы представляют риски для интенсификации сотрудничества внутри международного института, поскольку экономические возможности новых африканскихстран-членов могут ограничивать их способность принимать участие в форматах научно-образовательного сотрудничества. Так, Египет присоединился к Меморандуму о взаимопонимании по созданию Сетевого университета БРИКС 2015 г., участвовал во встрече министров образования и встрече Рабочей группы БРИКС по исследовательским инфраструктурам и проектам класса MegaScience.
Эфиопия, напротив, не участвовала в этих встречах. Это указывает на риски усиления неравенства внутри объединения, что осознается странами-участницами: в 2025 г. многие бедные и небольшие страны, желающие участвовать в работе БРИКС, получили вместо статуса члена статус страны-партнера. Несмотря на широкий спектр форматов сотрудничества и их расширение, различия в уровне экономического и научно-технологического развития новых африканских членов создают вызовы для их полноценной интеграции. Этот разрыв подчеркивает необходимость адаптации механизмов БРИКС для обеспечения инклюзивности и устойчивости научного партнерства.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. УфимцевРоссия
Андрей Алексеевич Уфимцев – младший научный сотрудник, Центр изучения африканской стратегии БРИКС; стажер-исследователь, Институт анализа предприятий и рынков,
123001, Москва, ул. Спиридоновка, д.30/1;
101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 18, стр. 1.
С. Н. Замесина
Россия
Софья Николаевна Замесина – старший лаборант, Центр изучения африканской стратегии БРИКС,
123001, Москва, ул. Спиридоновка, д.30/1.
Список литературы
1. Силаев Н., Тукумбетова Р. & Улизко М. (2024) Импорт кадров? Карьерные траектории ученых стран БРИКС. М.: Издательство «МГИМО-Университет». 26 с.
2. Тюкаева Т.И. (2016) Научная политика Саудовской Аравии: ученый интернационал как опора развития. Сравнительная политика 7(3(24)):146-161. https://doi.org/10.18611/22213279-2016-7-3(24)-146-161.
3. Черников С.Ю. (2021) Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика 29 (1): 76–87. DOI: 10.22363/2313-2329-2021-29-1-76-87.
4. Admasu E. & Desta A. (2021) Internationalization of higher education system in Ethiopia: a Review of education policies and strategies. Agathos 12 (22): 139–156.
5. Bishaw A. & Melesse S. (2017) Historical Analysis of the Challenges and Opportunities of Higher Education in Ethiopia. Higher Education for the Future 4(1):31-43. DOI: 10.1177/2347631116681212.
6. Brack N. (2020) Towards a unified anti-Europe narrative on the right and left? The challenge of Euroscepticism in the 2019 European elections. Research & Politics 7 (2), DOI: 10.1177/2053168020952236.
7. Finardi U. (2015) Scientifc collaboration between BRICS countries. Scientometrics 102 (2): 1139–1166. DOI: 10.1007/s11192-014-1490-5.
8. Kahn M. (2015) Prospects for cooperation in science, technology and innovation among the BRICS members. International Organisations Research Journal 10 (2): 105–119. DOI: 10.17323/1996-7845-2015-02-140.
9. Masalimova A.R., Orekhovskaya N.A., Pivovarov V.A., Borovikova Y.V., Zhirkova G.P. & Chauzova V.A. (2024) Analyzing trends in online learning in higher education in the BRICS countries through bibliometric data. Frontiers in Education 9:1409013. DOI: 10.3389/feduc.2024.1409013.
10. Pustelnikovaite T. (2021) Locked out, locked in and stuck: Exploring migrant academics’ experiences of moving to the UK. Higher Education 82 (4): 783–797. DOI: 10.1007/s10734020-00640-0.
11. Radwan A. & Sakr M.M. (2017) Review of Egypt Science and Technology System: SWOT analysis. Journal of Entrepreneurship and Sustainability Issues 5 (2): 204–211. DOI: 10.9770/jesi.2017.5.2(3).
12. Rensburg I., Motala S. & David S.A. (2015) Opportunities and challenges for research collaboration among the BRICS nations. Compare: A Journal of Comparative and International Education 45(5): 814–818. DOI: 10.1080/03057925.2015.1074823.
13. Sawyer P.S., Romanov D.M., Slav M. & Korotayev A.V. (2022) Urbanization, the youth, and protest: A cross-national analysis. Cross-cultural research 56 (2–3): 125–149. DOI: 10.1177/10693971211059762.
14. Shashnov S., Kotsemir M. (2018) Research landscape of the BRICS countries: Current trends in research output, thematic structures of publications, and the relative influence of partners. Scientometrics 117 (2): 1115–1155. DOI: 10.1007/s11192-018-2883-7.
15. Sokolov A., Shashnov S. & Kotsemir M. (2021) From BRICS to BRICS plus: selecting promising areas of S&T Cooperation with developing countries. Scientometrics 126 (11): 8815-8859. DOI: 10.1007/s11192-021-04142-3.
16. Sonnenwald D.H. (2007) Scientific collaboration. Annual Review of Information and Science Technology 41: 643–681. DOI: 10.1002/aris.2007.1440410121.
Рецензия
Для цитирования:
Уфимцев А.А., Замесина С.Н. Интеграция новых африканских членов в БРИКС: пример научно-образовательной политики. Сравнительная политика. 2025;16(1):1-21. https://doi.org/10.46272/2221-3279-2025-1-16-4
For citation:
Ufimtsev A.A., Zamesina S.N. New African Members Integration into BRICS: Evidence from STI and Educational Policy. Comparative Politics Russia. 2025;16(1):1-21. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/2221-3279-2025-1-16-4