Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск

НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация

Цель исследования – сравнение роли «Группы семи», «Группы двадцати» и БРИКС, объединяющих ведущие государства мира, в системе глобального управления на основе оценки репрезентативности и потенциала воздействия данных неформализованных межгосударственных объединений на остальные страны мира на основе сравнительного анализа ряда социально-экономических показателей стран, участвующих в данных межгосударственных инициативах клубного типа. Актуальность исследования связана с тем, что данные институты представляют собой определенный противовес ведущим формальным универсальным международным организациям, функционирующим на постоянной основе, в первую очередь ООН. Путем двухуровневой оценки консолидированности участников рассмотренных многосторонних институтов высшего уровня авторы пришли к следующим основным выводам. Во-первых, «Группа семи» и «Группа двадцати» обладают лучшим потенциалом реализации общих экономических проектов и инициатив, так как их уровень экономической консолидации (объем взаимной торговли) превышает пороговое значение. Во-вторых, анализ связности макрорегионов принадлежности стран-участниц ведущих неформализованных объединений мира показал для большинства из них низкий общий уровень эффективного потенциала реализации совместных проектов. Таким образом, по мнению авторов, в настоящее время многосторонние институты высшего уровня являются подлинно «клубными», так как способны обеспечить лучшее совместное решение проблем инсайдеров, но не аутсайдеров. В-третьих, наблюдается практически полное совпадение макрорегионов, обладающих потенциалом эффективных реципиентов импульсов системы глобального управления, в «Группе семи» и «Группе двадцати», исключение составляет макрорегион Юго-Восточной Азии, обладающий высокой степенью экономической консолидации. В-четвертых, несмотря на то, что группа БРИКС обладает наименьшим потенциалом эффективной реализации совместных инициатив из-за того, что уровень консолидации участников объединения менее 10%, и только КНР принадлежит к хорошо экономически связанной Восточной Азии; Бразилия, Россия и ЮАР являются лидерами перспективных макрорегионов с уровнем связности более 15%.

Таким образом, по мнению авторов, данное исследование подтверждает уместность использования в качестве методологического подхода к анализу многосторонних институтов высшего уровня и макрорегионов принадлежности их участников двухуровневой оценки экономической связности, его результаты позволили указать на уязвимые места рассмотренных межгосударственных образований с точки зрения их репрезентативности и потенциала трансляции управляющего воздействия на остальной мир.

Об авторах

Мария Лавровна Горбунова
http://www.iee.unn.ru/kafedry/kafedra-mirovoj-ekonomiki-i-regionalnyh-rynkov/gorbunova-mariya-lavrovna/
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики
Россия
Зав. кафедрой мировой экономики и региональных рынков, Институт экономики и предпринимательства,  д.э.н., доцент

РИНЦ SPIN-код: 6988-4387, AuthorID: 300953
 ORCID 0000-0003-2733-568X


Михаил Лаврович Горбунов
МЦИ Волго-Вятского ГУ Банка России
Россия
Зам. начальника отдела сопровождения учетно-операционной системы МЦИ Волго-Вятского ГУ Банка России


Список литературы

1. Астахов Е.М. (2016) БРИКС: перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. № 1 (46). С. 42-50. [Astahov E.M. (2016) BRIKS: perspektivy razvitija [BRICS: Developmental Prospects]. Vestnik MGIMO Universiteta [Herald of MGIMO University]. # 1 (46). pp. 42-50].

2. Виноградов А.В. (2014) Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Сравнительная политика. Т. 5. № 1 (14). С. 47-52. [Vinogradov A.V. (2014) Dialogovyj format BRIKS i ego rol' v stanovlenii mnogopoljarnogo mira [The interactive format of BRICS and its Role in the Multipolar World Formation]. Sravnitel'naja politika [Comparative Politics]. Vol. 5. № 1 (14). pp. 47-52].

3. Воскресенский А.Д. (2012) Концепции регионализации, региональных подсистем, региональных комплексов и региональных трансформаций в современных международных отношениях // Сравнительная политика. Т. 3. № 2 (8). С. 30-58/ [Voskresenskij A.D. (2012) Koncepcii regionalizacii, regional'nyh podsistem, regional'nyh kompleksov i regional'nyh transformacij v sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenijah [Concepts of regionalization, regional subsystems, regional systems and regional transformations in contemporary international relations]. Sravnitel'naja politika [Comparative Politics]. Vol. 3. # 2 (8). pp. 30-58.

4. Гиакаглини Ф.Д.В. (2014) Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц // Государственное управление. Электронный вестник. № 46. С. 226-258. [Giakaglini F.D.V. (2014) Perspektivy razvitija BRIKS posle sammita v Fortaleze: politiko-jekonomicheskoe polozhenie stran-uchastnic [Prospects for the Development after the BRICS Fortaleza’s Summit: Political and Economic Situation in the Member Countries]. Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik [Public Administration. Electronic Bulletin]. # 46. pp. 226-258].

5. Зевин Л.З. (2016) Мегарегионы в глобализирующемся хозяйстве // Мировая экономика и международные отношения. Т. 60 № 8. С. 26-33. [Zevin L.Z. (2016) Megaregiony v globalizirujushhemsja hozjajstve [Mega-regions in a Globalized Economy]. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija [World Economy and International Relations]. Vol. 60 (8). pp. 26-33].

6. Колдунова Е.В. (2014) Роль стран БРИКС в глобальном управлении // Сравнительная политика. Т. 5. № 1 (14). С. 60-64. [Koldunova E.V. (2014) Rol' stran BRIKS v global'nom upravlenii [The Role of the BRICS in the Global Governance]. Sravnitel'naja politika [Comparative Politics]. Vol. 5. # 1 (14). pp. 60-64].

7. Ларионова М.В. (2016) Оценка эффективности взаимодействия международных институтов в процессе глобального управления // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 11. № 1. С. 126-152. [Larionova M.V. (2016) Ocenka jeffektivnosti vzaimodejstvija mezhdunarodnyh institutov v processe global'nogo upravlenija [Evaluation of the Efficiency of Interaction of International Institutions in the Process of Global Governance]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. Vol. 11 (1). pp. 126-152].

8. Ларионова М.В., Рахмангулов М.Р., Шелепов А.В. (2016) Что влияет на исполнение обязательств «Группы двадцати» и БРИКС: сравнительный анализ // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 11. № 3. С. 99-131. [Larionova M.V., Rahmangulov M.R., Shelepov A.V. (2016) Chto vlijaet na ispolnenie objazatel'stv «Gruppy dvadcati» i BRIKS: sravnitel'nyj analiz [What Affects the Performance Obligations taken by "Group of Twenty" and the BRICS: A Comparative Analysis]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. Vol. 11 (3). pp. 99-131].

9. Лексютина Я.В. (2014) Роль БРИКС в стимулировании парадигмального сдвига в глобальном экономическом управлении // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Т. 10. № 1. С. 113-125. [Leksjutina Ja.V. (2014) Rol' BRIKS v stimulirovanii paradigmal'nogo sdviga v global'nom jekonomicheskom upravlenii [The Role of the BRICS in Stimulating the Paradigm Shift in Global Economic Governance]. Politicheskaja jekspertiza: POLITJeKS. [Political Expertise: POLITEX]. Vol. 10 (1). pp. 113-125].

10. Панова В.В. (2012) О пользе «клубных механизмов»: Группа семи и БРИКС в сравнительной перспективе // Международные процессы. Т. 10. № 29. С. 101-109. [Panova V.V. (2012) O pol'ze «klubnyh mehanizmov»: Gruppa semi i BRIKS v sravnitel'noj perspektive [The Benefits of "Club Arrangements": The Group of Seven and the BRICS in a Comparative Perspective]. Mezhdunarodnye processy [International processes]. Vol. 10 (29). pp. 101-109].

11. Ревизорский М. (2015) «Группа семи/восьми» – «Группа двадцати» – БРИКС: новая триада в глобальном управлении? // Вестник международных организаций. Т. 10 (4). С. 29-48. [Revizorskij M. (2015) «Gruppa semi/vos'mi» – «Gruppa dvadcati» – BRIKS: novaja triada v global'nom upravlenii? ["Group of Seven / Eight" – "Group of Twenty" – the BRICS: New Triad in Global Governance?]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. Vol. 10 (4). pp. 29-48].

12. Сидорова Е.А. (2016) Интеграционно-инвестиционный потенциал БРИКС // Мир экономики и управления. Т. 16. № 2. С. 111-122. [Sidorova E.A. (2016) Integracionno-investicionnyj potencial BRIKS [The BRICS Integration and Investment Potential]. Mir jekonomiki i upravlenija [World of Economics and Management]. Vol. 16 (2). pp. 111-122].

13. Син Л. (2012) Усиление роли G20: трансформация мирового порядка и внешняя политика Китая // Сравнительная политика. Т. 3. № 1 (7). С. 23-27. [Sin L. (2012) Usilenie roli G20: transformacija mirovogo porjadka i vneshnjaja politika Kitaja [Strengthening the Role of the G20: The Transformation of the World Order and China's Foreign Policy]. Sravnitel'naja politika [Comparative Politics]. Vol. 3. # 1 (7). pp. 23-27].

14. Толорая Г.Д., Чуков Р.С. (2016) Рассчитывать ли на БРИКС? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 11. № 2. С. 97-112. [Toloraja G.D., Chukov R.S. (2016) Rasschityvat' li na BRIKS? [Should We Trust in the BRICS?]. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. Vol. 11 (2). pp. 97-112].

15. Триведи Р. (2011) Нетрадиционные угрозы безопасности в Центральной Азии с точки зрения сравнительное региональной перспективы // Сравнительная политика. Т. 2. № 4 (6). С. 109-123. [Trivedi R. (2012) Netradicionnye ugrozy bezopasnosti v Central'noj Azii s tochki zrenija sravnitel'noe regional'noj perspektivy [Non-traditional security threats in Central Asia from the point of view of a comparative regional perspective]. Sravnitel'naja politika [Comparative Politics]. Vol. 2. # 4 (6). pp. 109-123].

16. Чуков Р.С. (2015) Перспективы глобальной институционализации в мировой политике: пример G7 и G20 // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. № 5. С. 21-25. [Chukov R.S. (2015) Perspektivy global'noj institucionalizacii v mirovoj politike: primer G7 i G20 [Prospects for the Global Institutionalization of World Politics: the Example of the G7 and the G20]. Nauchnoe obozrenie. Serija 2: Gumanitarnye nauki [Scientific Review. Series 2: Humanities]. # 5. pp. 21-25].

17. Bénassy-Quéré A., Kumar R., Pisani-Ferry J. (2009) The G20 is not Just a G7 with Extra Chairs, La Lettre du CEPII, CEPII research center, issue 292.

18. Cheng H.F., Gutierrez M., Mahajan A., Shachmurove Y., Sharokhi M. (2007) A future global economy to be built by BRICs, Global Finance Journal, Vol. 18, pp.143-156.

19. Cheng J.Y.S. (2015) China's Approach to BRICS, Journal of Contemporary China, Vol.24 (92), pp. 357-375.

20. Engelbrekt, K. (2015) Mission Creep? The Nontraditional Security Agenda of the G7/8 and the Nascent Role of the G-20, Global Governance, Vol. 21 (4). Pp. 537-556.

21. Frieden, J.A. (2016) Macroeconomic Rebalancing in China and the G20, China & World Economy, Vol. 24 (4), pp. 15-33.

22. Jacobs L.M., Van Rossem R. (2014) The BRIC Phantom: A comparative analysis of the BRICs as a category of rising powers, Journal of Policy Modeling, Vol. 37, pp.47-66.

23. Kirton J. (2007) Canadian Foreign Policy in a Changing World. Thompson Nelson. 562 p.

24. Mielniczuk F. (2013) BRICS in the Contemporary World: changing identities, converging interests, Third World Quarterly, 34:6, 1075-1090.

25. Robinson W. (2015) The transnational state and the BRICS: a global capitalism perspective. Third World Quarterly, no 36:1, pp 1-21.

26. Radulescua I.G. Panaita M., Voicab C. (2014) BRICS countries challenge to the world economy new trends, Procedia Economics and Finance 1st International Conference 'Economic Scientific Research – Theoretical, Empirical and Practical Approaches', ESPERA, Vol. 8, pp. 605 – 613.

27. Robinson W.I. (2015) The transnational state and the BRICS: a global capitalism perspective, Third World Quarterly, Vol. 36 (1), pp. 1-21.

28. Sloan J. (1971) The Strategy of Developmental Regionalism: Benefits, Distribution, Obstacles, and Capabilities, Journal of Common Market Studies, Volume 10, Issue 2, pp. 138–162.

29. Stuenkel O. (2015) The G7 and BRICS in the Post-Crimea World Order // Russia in Global Affairs. Т. 13. № 2. С. 128-138.

30. Teker S., Yuksel A.H. (2016) G20: On Behalf of the Rest? Procedia Economics and Finance 38 – Istanbul Conference of Economics and Finance, ICEF 2015, 22-23 October 2015, Istanbul, Turkey, pp. 219 – 223 10.

31. Thakur R. (2014) How representative are BRICS? Third World Quarterly, no 35:10, pp. 1791–1808.

32. Vines, D. (2015) Cooperation between countries to ensure global economic growth: a role for the G20? Asian-Pacific Economic Literature, Volume 29, Issue 1, pp. 1–24.

33. Wilson J.D. (2015) Resource powers? Minerals, energy and the rise of the BRICS, Third World Quarterly, Vol. 36 (2), pp. 223-239.


Дополнительные файлы

1. НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Тема статья, исправленная после рецензирования
Тип Прочее
Скачать (94KB)    
Метаданные ▾
2. ответы на замечания рецензента
Тема
Тип Прочее
Скачать (22KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Горбунова М.Л., Горбунов М.Л. НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Сравнительная политика. 2019;10(1).

Просмотров: 405


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)