Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск
Том 8, № 1 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.18611/2221-3279-2017-8-1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ И ИНСТИТУТОВ

5-20 5843
Аннотация

Аннотация: В статье рассматриваются цели и задачи политики «мягкой силы» современной Великобритании, выявляются факторы, которые оказывают влияние на эту политику, анализируются ее политико-институциональные аспекты. В центре внимания автора – меняющиеся взгляды политических элит страны на участие и роль негосударственных акторов в увеличении «мягкой силы», подходы британских экспертов к оценке эффективности данного направления внешнеполитической деятельности государства. Автор сопоставляет вклад различных ведомств в политику «мягкой силы», отношение исполнительной и законодательной ветвей власти к инициативам в данной области, приводит примеры использования «мягкой силы» во внешней политике Соединенного Королевства и определяет отличительные особенности британских инициатив и программ по сравнению с другими странами.

21-32 2031
Аннотация

Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ и общее сопоставление национальных систем экономической дипломатии ведущих стран Европейского союза (Германии, Франции, Великобритании, Италии) по следующим критериям: значение и функции ключевых экономико- дипломатических агентов; полномочия субнациональных регионов как самостоятельных участников внешнеэкономических связей; практика и механизмы «входящей» (в основном, привлечение иностранных инвестиций) и «исходящей» (в основном, продвижение экспорта) экономической дипломатии; кадровая политика и роль «первых лиц» в профильных мероприятиях. На этапе научного синтеза сделаны выводы относительно частных черт, присущих отдельным странам, и общих свойств четырех наиболее развитых экономик Евросоюза в исследуемой области.

33-43 1205
Аннотация

Статья отозвана

Аннотация: В Венгрии и Словакии на протяжении 2010-2015 гг. отмечается рост ксенофобских настроений в обществе, активизируются праворадикальные и экстремистские группировки. Цель статьи заключается в сопоставлении наиболее существенных факторов, стимулирующих ксенофобию в двух странах. Предварительно мы предприняли попытку типологизировать праворадикальные организации и выяснить их электоральные характеристики. Наше предположение состоит в том, что деятельность праворадикальных и экстремистских организаций оказывает влияние на формирование ксенофобских социальных практик в Венгрии и Словакии, которое обусловлено рядом факторов. В работе использованы эмпирические данные, полученные в ходе социологических опросов, проведенных ведущими исследовательскими центрами Венгрии и Словакии, международными организациями, а также статистические данные органов государственной власти, институтов гражданского общества. Средствами факторного анализа нами определены основные направления и формы деятельности правых радикалов; определено значение социально-экономической динамики развития стран; охарактеризовано отношение общества, закона и правящей элиты к проблемам ксенофобии и правому радикализму. К числу наиболее влиятельных факторов можно отнести: открытую пропаганду националистических идей; конституционный приоритет интересов этнического большинства; парламентский статус праворадикальных партий; попустительство деятельности правых радикалов со стороны правящей элиты, судов и полиции. Сопоставление фактор стимулирующих ксенофобские практики в Венгрии и Словакии отчасти не подтвердило распространенную гипотезу о существенном влиянии экономического кризиса, дефицита образования и политической пассивности на формирование ксенофобских практик в молодежной среде. Кумулятивным социально-экономическим фактором обнаружила себя профессиональная фрустрация провинциальной молодежи.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА

44-57 1588
Аннотация

Аннотация: Данная статья представляет собой размышление автора о современном состоянии международных отношений в контексте развернувшихся в последнее десятилетие глобальных трендов мирового развития. В частности, статья посвящена проблематике соотношения силы и влияния во внешней политике великих держав с учетом ядерного фактора и протекающих международных кризисов. Автор использует и объясняет понятия «превосходство» и «паритет» для оценки современной трансформации мировой системы и места в нем ключевых региональных и великих держав, включая Россию. В статье также приводится классификация субъектов международного взаимодействия, и анализируется потенциал их влияния на мировую политическую систему, о сценариях развития которой и рассуждает автор.

58-76 3550
Аннотация

Аннотация: В статье в сравнительной перспективе анализируется трансформация евразийства как геополитического концепта и динамика отношения турецкой политической элиты к идеям евразийской интеграции в 1990-е и 2000-е гг. Для Турции, как и для России – географическая составляющая понятия «Евразии» и «евразийства» не выступает доминантной характеристикой этого концепта. В турецкой общественно-политической мысли евразийство уникальным образом объединило в себе черты разных идеологий – пантюркизма, панисламизма, тюркизма и неоосманизма – каждая из которых предлагала для Турции свой путь к региональному лидерству. В рамках полифонии трактовок и подходов к евразийству в Турции содержательно оформились два магистральных направления – концепт Евразии как географического мета-пространства и турецкие версии евразийской/неоевразийской идеологии. Географическое понятие Евразии стало использоваться в разных конфигурациях (в частности, Афро-Евразия) чаще всего для обозначения особой «центральной» роли Турции в обширном регионе, объединяющем пространство современного Ближнего и Среднего Востока, Балкан, Центральной Азии и Кавказа. Тем самым концепт Евразии стал универсальным инструментом в руках общественных деятелей и политиков, которые стремились доказать «исключительное геополитическое значение» Турции для глобальной мир-системы.

77-92 2689
Аннотация

Аннотация: В статье рассмотрены особенности политики Китая в Арктике с учетом их связи с политическими и культурными традициями, имеющими давнюю историю. Неоднозначности в оценках намерений и перспектив политики Китая в Арктике во многом связаны с недостаточным учетом этого обстоятельства западными экспертами. Китай имеет долгосрочные интересы в Арктике, имеющие экономическое и стратегическое измерение, что делает актуальной задачу понять те факторы, которые влияют на принятие решений и политический курс КНР.

Авторы считают, что современная внешняя политика Китая как в целом, так и на арктическом направлении, формируется под влиянием таких факторов, как сочетание «мягких» и «жестких» методов влияния, сохранение достаточно острых противоречий между элитами в политическом руководстве КНР, долгосрочный характер стратегического планирования. Для внешней политики Китая характерно избегание конфликтов путем выжидания благоприятных условий и создания необходимых материальных и политических предпосылок для изменения ситуацию в свою пользу.

В соответствии с этим, на арктическом направлении для современной политики Китая характерно стремление добиваться стратегической цели по доступу к ресурсам региона сразу по многим направлениям. К важнейшим из них относятся пересмотр правового статуса Арктики в пользу превращения ее в «достояние человечества», активное участие в работе международных организаций и в двустороннем межгосударственном сотрудничестве, избегание открытого противостояния с арктическими государствами, политика пошаговых мер, направленная на постепенное выдавливание конкурентов.

93-103 1400
Аннотация

Аннотация: Статья посвящена государственной политике современной Японии в отношении Арктики. Японское правительство поставило достаточно четкие и конкретные цели по активизации усилий страны в экономическом освоении Арктического региона. Среди приоритетов арктической политики были обозначены такие ее направления, как развитие морских коммуникаций, освоение углеводородных месторождений арктического шельфа, морской промысел, а также сохранение и приумножение морских биоресурсов.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

104-122 825
Аннотация

Аннотация: В статье проведен анализ деятельности и структуры приоритетной аутрч-группы «Группы двадцати» (G20) – «Деловой двадцатки» (В20). «Группа двадцати» – один из ведущих неформальных международных экономических институтов, которых по сравнению с количеством международных организаций пока немного, но которые при этом обладают достаточным потенциалом, чтобы оказывать реальное влияние на разрабатываемую и реализуемую на уровне мирового сообщества политику. Деятельность В20 направлена на содействие развитию стабильного, устойчивого экономического роста, что, в свою очередь, должно способствовать увеличению рабочих мест, и представление и защита интересов национальных деловых участников-сообществ диалога с G20. Одна из основных целей B20 – такое воздействие на повестку дня и итоговые обязательства G20, которое позволяет учитывать консолидированные интересы мирового бизнес-сообщества, так как основные участники аутрич-группы – бизнес-ассоциации, руководители крупных корпораций, консалтинговых организаций. Подход к организации работы B20 в разные годы различался, однако, за семилетнюю историю диалога с G20 постоянного формата В20 не сложилось, и единообразного, переходящего от председателя к председателю механизма представления интересов бизнеса в «Двадцатке» на данный момент нет. Исследование различных моделей организации деятельности «Деловой двадцатки» позволило определить основные элементы института, на которые возложены руководящие функции: Председатель «Деловой двадцатки», «Тройка», Председатель и сопредседатели Рабочих групп. Предложены возможные способы их оптимизации в соответствии с критерием эффективности, который определен вовлеченностью бизнес-сообщества в разработку рекомендаций, обеспечением максимальной включенности рекомендаций деловых кругов в итоговые документы «Группы двадцати», возможностью последующей имплементации принимаемых на Саммитах решений.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА

123-139 952
Аннотация

Аннотация: В истории Российской Федерации и Финляндии есть немало общих страниц. За исключением периода двух вооруженных конфликтов, отношения между обеими странами обычно характеризуются как дружественные. Имея общую границу с Россией протяженностью более 1300 километров, Финляндия всегда была тесно связана со своим восточным соседом. Однако несмотря на географическую близость, закрытость границ в эпоху холодной войны увеличила психологическое расстояние между двумя сторонами и способствовала формированию стереотипных представлений друг о друге. В результате укоренившееся в сознании многих мышление в категориях «мы» и «они» оказалось куда более глубоким и менее преодолимым, чем государственная граница. Автор прослеживает развитие имиджа России в общественном сознании Финляндии по материалам колонки мнений в крупнейшей газете страны Helsingin Sanomat за 1990-2010 годы. Их анализ показывает, что для улучшения общего геополитического имиджа России почти ничего не было предпринято. Несмотря на понимание потенциала соседства с Россией, многие финны по-прежнему придерживаются стереотипных представлений о восточном соседе. Мифы о России используются для передачи идеологических норм, а также доминирующих и исторических ценностей финской культуры. Таким образом, мифы служат для того, чтобы сделать коллективные взгляды и убеждения, пусть и необоснованные, естественными и самоочевидными. Тексты-мнения, проанализированные в данном исследовании, не могут считаться только формой коммуникации, т.е. передачей знаний от автора к читателям. Наоборот, они являются яркими примерами коммуникативного построения смыслов, с помощью которого они вызывают у читателя желание их интерпретации. Чем сильнее основной миф, тем легче автору (отправителю сообщения) и читателю (получателю сообщения) прийти к общей интерпретации. В результате создан некий шифр, который может быть раскрыт только теми, кто знаком с соответствующими кодами и обладает соответствующим социальным знанием, из чего исходит отправитель.

140-151 1021
Аннотация

Аннотация: После обретения независимости в 1991 году правящие элиты Латвии, Литвы и Эстонии активно использовали вопросы истории в процессе государственного строительства. Они попытались формировать свою политику на отрицании и собственной интерпретации советского прошлого, что привело к острейшему конфликту исторических памятей на национальной почве и оказало заметное влияние на формировании политических процессов в Прибалтике.

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

152-158 1196
Аннотация
Серия изданий по Японии: история, внутренняя и внешняя политика, российско-японские отношения, японоведение в России.

НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ

159 623
Аннотация

Белокреницкий В.Я. Пакистан, Южная Азия, исламский мир, Восток. Избранные публикации 2008 – 2016 гг. / Институт востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2016. – 712 с.

160 1119
Аннотация

Дегтерев Д.А. Прикладной количественный анализ и моделирование международных отношений: учебник. – М.: РУДН, 2016. – 556 с.

160-161 573
Аннотация
Мигранян А.М. Россия и США: фактор Путина. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016. – 272 с.
161 523
Аннотация

Путин В.В. 100 и 1 цитата / сост. С.М. Хенкин, И.А. Истомин, С.М. Кретов [и др.]. – М.: Проспект, 2017. – 192 с.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

162 1005
Аннотация

Журнал «Сравнительная политика» в Web of Science.

162-164 594
Аннотация
Материал подготовлен сотрудниками Кафедры прикладного анализа международных проблем и Управления магистерской подготовки МГИМО МИД России http://mgimo.ru/about/news/main/ mearsheimer-lectures/
164-168 752
Аннотация

Становление гражданского общества в имперском контексте России: тренды и проблемы.

169-170 765
Аннотация

Переосмысление «холодной войны»: взгляд из Сингапура.

ПАРТНЕРЫ ЖУРНАЛА

171-172 453
Аннотация

Информационный бюллетень / Посольство Индии в России.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)