Preview

Comparative Politics Russia

Advanced search

ISLAM IN THE CAUCASUS AND ITS IMPACT ON CONFLICT POTENTIAL IN THE REGION AND IN RUSSIA

https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-3(13)-133-152

Abstract

Islam in the Caucasus cannot be described in black and white colors as official and non-official, traditional and non-traditional Islam. Islam is now playing a more distinctive role in the social and political life of the republics in the North Caucasus. However, its role in the conflicts cannot be explained by Islam itself which plays the role of disguise for the real reasons of the conflicts. The article examines strengthening of Islam on the Caucasus, as well as its globalization, and politization and the rise of jihadism. It analyses complex relations among its many different forms and schools.

About the Author

Akhmet A. Yarlykanov
Институт этнологии и антропологии РАН, Росси́йский госуда́рственный гуманита́рный университе́т
Russian Federation


References

1. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе / А.К. Алиев, З.С. Арухов, К.М. Ханбабаев. М. : Наука, 2007. С. 112. [Aliev A.K., Arukhov Z.S., Khanbabaev K.M. Religiozno-politicheskij ekstremism I etnokonfessional’naya tolerantnost’ na Severnom Kavkaze. Moscow: Nauka, 2007. P. 112]

2. Юнусов А. Ислам в Азербайджане. Баку: Заман, 2004. С. 268. [Yunusov A. Islam v Azerbajidzhane. Baku: Zaman, 2004]

3. Хамдохова Ж. Кабардино-Балкария: «спящую красавицу» разбудили? // Северный Кавказ: взгляд изнутри. Вызовы и проблемы социально-политического развития. М. : Институт востоковедения РАН, 2012. С. 62. [Khamdokhova Zh. Kabardino-Balkaria: “spyaschuyu krasavitsu” razbudili? // Severnyj Kavkaz: vzglyad iznutri. Vyzovy I problem sotsial’no-politicheskogo razvitiya. Moscow: Institut vostokovedeniya RAN, 2012. P. 62]

4. Ярлыкапов А.А. Новое исламское движение на Северном Кавказе: взгляд этнографа // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Вып. 31. М. : Наука, 2006. С. 205–229 [Yarlykapova A.A. Novoe islamskoe dvizhenie na Severnom Kavkaze: vzglyad etnografa // Rasyu i narodyu: sovremennyue etnicheskie i rasovyue problemyu. Vyup. 31. Moscow: Nauka, 2006. P. 205–229]; Shterin M., Yarlykapov A. Reconsidering Radicalisation and Terrorism: the New Muslims Movement in Kabardino-Balkaria and its Path to Violence. // Religion, State and Society. 2011. Vol. 39, Nos. 2/3. P. 303–325.

5. Gräf B., Skovgaard-Petersen J. (eds.). Global Mufti. The Phenomenon of Yusuf al-Qaradawi. Hurst & Company, London, 2009.

6. Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2011. С. 163–211; 348–408. [Karpov Yu.Yu., Kapustina E.L. Gortsy posle gor. Migratsionnyue protsessyu v Dagestane v XX — nachale XXI veka: ikh sotsial’nie i etnokulturnyue posledstviya i perspektivyu. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2011. P. 163–211; 348–408]

7. Артиста Бориса Моисеева не пустили в Махачкалу: обзор СМИ Дагестана. ИА Regnum. URL: http://www.regnum.ru/allnews/256041.html/ (дата обращения: 5 ноября 2011 г.) [Artista Borisa Moiseeva ne pustili v Makhachkalu: obzor SMI Dagestana. IA Regnum. URL: http://www.regnum.ru/ allnews/256041.html/ (data obraschenia: November 5, 2011)]

8. Ионов О. Директор школы в Махачкале стала жертвой наемных киллеров… Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/174704/ (дата обращения: 24 сентября 2010 г.) [Ionov O. Direktor shkoly v Makhachkale stala zhertvoj naemnykh killerov… Kavkazskij uzel. URL: http://www. kavkaz-uzel.ru/articles/174704/, data obraschenia September 24, 2010 г.]

9. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006. [Malashenko A.V. Islamskaya alternatica i islamistskij proekt. Moscow: 2006]; Игнатенко А.А. Ислам и политика. М. : ИРП, 2004. [Ignatenko A.A. Islam I politika. Moscow: IRP, 2004]; Нечитайло Д.А. Международный исламизм на Северном Кавказе. М., 2006. [Nechitaylo D.A. Mezhdunarodnyj Islamism na Severnom Kavkaze. Moscow: 2006]; Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2003. [Dobaev I.P. Islamskij radicalism: genesis, evolutsia, praktika. Rostov-na-Donu, 2003]; Knysh A. The Caucasus Emirate: Between Reality and Virtuality. Keyman Program in Turkish Studies. Working Paper Series. Working Paper No. 09-001. June 2009.

10. «Хизб ут-Тахрир аль-Ислямий» (Партия Исламского освобождения) / пер. и подгот.: Кудаев Расул и Астемиров Анзор. Б.м., б.г. [Khizb ut-Takhrir al’ Islyamij (Partiya Islamskogo osvobozhdenia. translated and prepared by Kudaev Rasuland Astemirov Anzor]

11. Расулов Я. Джихад на Северном Кавказе: сторонники и противники. Б.м., б.г. 78 с. [Rasulov Ya. Jihad na Severnom Kavkaze: storonniki i protivniki.]

12. Беккин Р. Исламская экономика — правда и вымыслы. Информационно-аналитический центр (дата публикации: 16.02.2010 г.). URL: http://www.ia-centr.ru/expert/7226/ [Bekkin R. Islamskaya ekonomika — pravda i vymysly. Informatsionno-analiticheskij tsentr (data publikatsii: 16.02.2010). URL: http://www.ia-centr.ru/expert/7226/]

13. Religion. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan. Presidential Library. URL: http://files.preslib.az/projects/remz/pdf_en/atr_din.pdf. P. 2.

14. Kurbanov Ruslan. The information jihad of “Shariat” jamaat. Objectives, methods and achievements. In: Russia and Islam. State, society and radicalism. Ed. by Roland Dannreuther and Luke March. Routledge, 2010. P. 156.

15. Galina Yemelianova. Divergent trends of Islamic radicalization in Muslim Russia // Russia and Islam. State, society and radicalism. Ed. by Roland Dannreuther and Luke March.Routledge, London and New York, 2010. P. 133–134.

16. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М. : Наука, 2007. С. 112.

17. Об этом процессе см., в частности: Юнусов А. Ислам в Азербайджане. Баку : Заман, 2004. С. 268.

18. Religion. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan. Presidential Library. URL: http://files.preslib.az/projects/remz/pdf_en/atr_din.pdf. P. 2.

19. О том, как в Дагестане происходил переход к сетевой форме активизма, см., в частности, на примере местного джихадистского джамаата «Шариат»: Kurbanov Ruslan. The information jihad of “Shariat” jamaat. Objectives, methods and achievements. In: Russia and Islam. State, society and radicalism / Ed. by Roland Dannreuther and Luke March. Routledge, 2010. P. 156.

20. Такая форма активизма способствует еще большему вовлечению молодежных джамаатов в орбиту «исламской глобализации». Среди молодых мусульман распространяются фетвы и суждения «электронных» муфтиев, которые концентрируют свою проповедь в глобальной сети, целенаправленно работая с аудиторией, имеющей доступ в Интернет. Часто эти проповеди и фетвы снабжаются английским переводом или даже изначально пишутся по-английски, что на данном этапе развития сети Интернет (различные службы перевода, в частности, «Гугл-переводчик») не является препятствием для русскоязычных мусульман.

21. Хамдохова Ж. Кабардино-Балкария: «спящую красавицу» разбудили? // Северный Кавказ: взгляд изнутри. Вызовы и проблемы социально-политического развития. М. : Институт востоковедения РАН, 2012. С. 62.

22. Более подробно о том, как развивалась ситуация в Кабардино-Балкарии, см.: Ярлыкапов А.А. Новое исламское движение на Северном Кавказе: взгляд этнографа // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Вып. 31. М. : Наука, 2006. С. 205–229; Shterin M., Yarlykapov A. Reconsidering Radicalisation and Terrorism: the New Muslims Movement in Kabardino-Balkaria and its Path to Violence // Religion, State and Society. 2011. Vol. 39, Nos. 2/3. P. 303–325.

23. Интервью с Махачем Мусаевым, зав. отделом востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (15 сентября 2011 г.).

24. Интервью с Заидом Магомедовичем Абдулагатовым, зав. отделом социологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (14 сентября 2011 г.).

25. О том, как складывается феномен «муфтиев без границ», см. сборник статей, посвященных «всемирному» муфтию Юсуфу аль-Карадави: Gräf B., Skovgaard-Petersen J. (eds.). Global Mufti. The Phenomenon of Yusuf al-Qaradawi. Hurst & Company, London, 2009.

26. Интервью с Ш. Шихалиевым, зав. отделом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (14 сентября 2011 г.); фокус-группа со студентами вузов г. Махачкалы (20 сентября 2011 г.).

27. Фокус-группа со студентами вузов г. Махачкалы (20 сентября 2011 г.).

28. Там же.

29. Интервью с Абасом Шапиевичем Ахмедуевым, главным научным сотрудником Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН (16 сентября 2011 г.).

30. Об этом подробнее см.: Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 163–211; 348–408.

31. Саид-афанди Чиркеевский (1937–2012) — суфийский шейх накшбандийского, кадирийского и шазилийского тарикатов, погибший от террористического акта в августе 2012 г. По оценкам, его последователями являются около 50% суфиев республики. Мюриды покойного Саида-афанди также контролируют Духовное управление мусульман Дагестана.

32. Интервью с Ш. Шихалиевым, зав. отделом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (14 сентября 2011 г.).

33. Ахмадкади Ахтаев (1942–1998) — один из лидеров Исламской партии возрождения, был избран председателем Совета улемов и амиром партии в 1990 г. на первом съезде мусульман СССР в Астрахани. Ахтаев был известен как лидер умеренного крыла салафитского движения в Дагестане, выступал против такфира (обвинения в неверии), участвовал в общественно-политической жизни (в 1992 г. был избран в Верховный Совет Дагестана).

34. Интервью с представителем салафитской общины города Махачкалы (аноним) (23 сентября 2011 г.).

35. Интервью с Заидом Магомедовичем Абдулагатовым, зав. отделом социологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (14 сентября 2011 г.).

36. Интервью с Рамазаном Шахбановичем Рамазановым, зам. муфтия Республики Дагестан по молодежным вопросам (21 сентября 2011 г.).

37. Интервью с Ш. Шихалиевым, зав. отделом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (14 сентября 2011 г.).

38. В 2000-е гг. были сорваны гастроли ряда российских эстрадных исполнителей, в частности, Бориса Моисеева. См., напр.: Артиста Бориса Моисеева не пустили в Махачкалу: обзор СМИ Дагестана. ИА Regnum. URL: http://www.regnum.ru/allnews/256041.html/ (дата обращения: 5 ноября 2011 г.).

39. Ионов О. Директор школы в Махачкале стала жертвой наемных киллеров… Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/174704/ (дата обращения: 24 сентября 2010 г.).

40. Интервью с Муртазали Гаджиявовичем Якубовым, главным специалистом отдела взаимодействия с религиозными образовательными учреждениями и гуманитарного сотрудничества Управления по государственно-конфессиональным отношениям Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан (23 сентября 2011 г.).

41. Впрочем, вслед за властями такие штампы расходятся и по научным публикациям. Из последних см., напр.: Galina Yemelianova. Divergent trends of Islamic radicalization in Muslim Russia // Russia and Islam. State, society and radicalism. Ed. by Roland Dannreuther and Luke March. Routledge, London and New York, 2010. P. 133–134.

42. См., напр., их работы: Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006; Игнатенко А.А. Ислам и политика. М. : ИРП, 2004; Нечитайло Д.А. Международный исламизм на Северном Кавказе. М., 2006; Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2003; Knysh A. The Caucasus Emirate: Between Reality and Virtuality. Keyman Program in Turkish Studies. Working Paper Series. Working Paper No. 09-001. June 2009.

43. См., в частности, брошюру, которая распространялась среди членов Кабардино-Балкарского джамаата, а затем была также вывешена в Интернете: «Хизб ут-Тахрир» аль-Ислямий (Партия Исламского освобождения). Перевели и подготовили: Кудаев Расул и Астемиров Анзор. Б.м., б.г.

44. Там же.

45. Там же.

46. Расулов Я. Джихад на Северном Кавказе: сторонники и противники. Б.м., б.г. 78 с.

47. Там же. С. 67–68.

48. Беккин Р. Исламская экономика — правда и вымыслы. Информационно-аналитический центр (дата публикации: 16.02.2010 г.). URL: http://www.ia-centr.ru/expert/7226/


Review

For citations:


Yarlykanov A.A. ISLAM IN THE CAUCASUS AND ITS IMPACT ON CONFLICT POTENTIAL IN THE REGION AND IN RUSSIA. Comparative Politics Russia. 2013;4(3(13)):133-152. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-3(13)-133-152

Views: 1953


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)