ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОПЫТ ПРОВЕРКИ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
https://doi.org/10.18611/2221-3279-2010-1-1-166-187
Аннотация
Сравнительная интеграция признана в качестве актуального направления международных исследований. В статье предлагается сравнительный анализ двух очагов интеграции – Европы и Восточной Азии. Автор критически оценивает европоцентричные теории интеграции, останавливается на этапах и особенностях строительства интеграционных проектов, делает выводы о схожих и различных чертах интеграции в двух международно-политических регионах.
Об авторе
Андрей Анатольевич БайковРоссия
преподаватель кафедры Прикладного анализа международных проблем
Список литературы
1. Dent Ch. East Asian Regionalism. London, New York, 2008. P. 184.
2. Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
3. КНР, Тайвань, Южная Корея, Япония.
4. Достаточно назвать лишь несколько работ: Лицарева Е.Ю. Экономическая интеграция на Европейском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе во второй половине ХХ века. Томск, 2004 ; Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ? М., 2001 ; Langhammer R.J. Regional Integration APEC style: Lessons from integration EU Style. Singapore, 1999 ; Katzenstein P. A World of Regions. Asia and Europe in the American Imperium. N.Y. : Cornell University Press, 2005.
5. Концепция Б. Балаши предусматривала последовательное восхождение интеграционно- го процесса от создания зоны свободной торговли к таможенному союзу, общему рынку, экономическому и валютному союзу и далее к политическому объединению с элементами наднациональности. См. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Greenwood Press Reprint, 1982.
6. В экономической литературе вместо термина интеграция применяется термин «конвергенция», под которой пониматеся, с одной стороны, сближение основных показателей развития, а с другой — унификация социально-экономических политики. В первом случае конвергенция измеряется такими параментами, как отношение взаимной торговли ко всему внешнеторговому обороту или ВВП, как динамику сближения внутренних цен на однородные товары, процентных ставок по кредитам одинаковой срочности. Буторина О.В. Интеграция в стиле фанк // Россия в глобальной политике. Сентябрь — декабрь 2006.
7. Началом отечественных исследований интеграции принято считать дискуссию на страницах журнала «Новое время», открытую статьей Н. Молчанова «О шумихе вокруг общего рынка» (Новое время. 1957. № 5. С. 6–9. Первая школа интеграционных исследований в СССР (России) сложилась в ИМЭМО с 1958-1962 годах под руководством академика А. А. Арзуманяна. Подробнее см.: Борко Ю.А. Эволюция взглядов на европейскую интеграцию в СССР и России: политический и научный подходы // Борко Ю.А. От европейской идеи — к единой Европе. М., 2003. С. 207–209.
8. Beeson M. Regionalism and Globalisation in East Asia. New York, 2007. P. 5.
9. Fontain P. Europe: A Fresh Start: The Schuman Declaration, 1950-90. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1990. P. 44.
10. Прежде чем предать план создания ЕОУС огласке, Монне и Шуману было необходимо заручиться согласием самого французское правительство, ФРГ и США. 9 мая 1950 г. за несколько часов до официального выступления Шуман проинформировал о предложении Кабинет министров Франции и отправил его федеральному канцлеру ФРГ К. Адерауэру. Последений откликулся сразу же и заверил Шумана в своей полной поддержке: Аденауэр сам мечтал о франко-германском примирении. См.: Adenauer K. Memoirs, 1945-1966. Chicago: Henry Regnery, 1966. P. 244–248. Американцы были посвящены в суть французского плана во время визита в Париж 7 мая 1950 г. госсекретаря США Дина Ачесона. Известны слова Ачесона, адресованные Р. Шуману: «Эффективность нашей политики в германском вопросе зависит от вашей готовности взять на себя роль лидера в Европе». См.: Acheson D. Present At The Creation: My Years in the State Department. New York : Norton, 1969. P. 383–384.
11. Первые попытки инициировать процесс в поддержку «европейскую федерации» предпринимались еще в межвоенный период. В 1923 г. Ричард Куденхов-Калерджи, австро-венгерский аристократ и публицист, организовал организацию под названием Паневропа. Среди ее активных сторонников был и министр иностранных дел Франции Аристид Бриан. В 1929 г. он произнес в Лиге Наций пламенную речь с призывом ускорить создание европейской федерации. В тех условиях этот призыв французской элиты не был услышан. Подроблнее см.: Coudenhove Kalergi R. Pan-Europa. Vienna: Pan-Europa Verlag, 1923 ; Zurcher A. The Struggle to Unite Europe, 1940–1958. New York : New York University Press, 1958 ; Stirk P. European Unity in Context: The Interwar Period. London : Pinter, 1989. В межвоенный период была создана школа функионализма Митрани, объяснявшая преимущества региональной интеграции, основанной на разделении труда и общем рынке факторов производства и предвостившая принцип «переплескивания» интеграционного импульса, сформулированного позднее Э. Хаасом. Подробнее см. Параграф 1.2. гл. 1 настоящей работы. См. также: Origins of European Integration: March 1948-May 1950 / Raymond Poidevin (ed.). Brussels : Bruylant, 1986.
12. Подробнее см.: Ovendale R. Foreign Policy of the British Labour Government, 1945–1951. London: Pinter, 1984.
13. Стрежнева М.В. ЕС и СНГ. 1999.
14. Katzenstein P. Regional States: Japan in Asia, Germany in Europe. Ithaca : Cornell University Press, 2003. P. 89–114.
15. ASEAN’s inheritance: the regionalization of Southeast Asia, 1941–1961 // The Pacific Review. Vol. 14. No. 3. P. 313–338.
16. Bangkok Declaration. Bangkok, 8 August 1967. URL: http://www.aseansec.org/1212.htm.
17. См.: Bangkok Declaration // ASEAN Documents Series. 1967–1988. Jakarta : ASEAN Secretariat, 1988. P. 28–29.
18. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане: история и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны. М., 1997. С. 143.
19. Sum N.L. The NICs and competing strategies for East Asian regionalism // Regionalism and World Order / A. Gamble and A. Payne (eds.). London: Macmillan, 1996; Yahuda M. The International Politics of the Asia-Pacific, 1945–1995. London : Routledge, 1996.
20. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М. : МГИМО, 2007. С. 21–23.
21. Regionalism in Southeast Asia. Jakarta. 1974. P. 149.
22. Bangkok Declaration. Bangkok, 8 August 1967. URK: http://www.aseansec.org/1629.htm. См. также: Trilateralism in Asia: Problems an Prospects in US-Japan-ASEAN. Princeton, 1986. P. 63.
23. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане: история и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны. М., 1997. С. 158.
24. Joint Statement of the ASEAN-Republic of Korea Commemorative Summit Jeju Island, Republic of Korea, 2 June 2009.
25. Подробнее об этом см. Searight A. East Asian Regionalism Today//International Affairs Review. 2006. № 3.
26. Declaration of ASEAN Concord II. 7 October 2003. Bali, Indonesia. Art. 7. URL: http://www.aseansec.org/15159.htm.
27. Deut sch K.W. Nat ional i sm and Social Communication: An Inquiry into the Foundation of Nationality. Cambridge, MA : MIT Press, 1966 ; Deutsch K.W. Political Community and the North Atlantic Area. International Organization in the Light of Historical Experience. Princeton, NJ : Princeton University Press, 1957 ; Pempel T.J. Conclusion: tentativeness and tensions in the construcion of an Asian region // Remapping East Asia : The Construcion of a Region. Ithaca, NY : Cornell University Press, 2005.
28. Beeson M. Regionalism and Globalization in East Asia: Politics, Security, Economic Development. New York : Palgrave Macmillan, 2007. P. 10.
29. Singapore Declaration on the 15th ASEAN Regional Forum Singapore, 24 July 2008. URL: http://www.aseansec.org/21822.htm.
30. The Ha Noi Plan of Action. 1998. URL: http://www.aseansec.org/145.htm.
31. Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. М., 1982.
32. Первая попытка активного вмешательства АСЕАН в обстановку в Восточном Индокитае связана с событиями весны 1970 г., когда в результате военного переворота власть в Камбодже перешла в руки военного правительства генерала Лон Нола и в страну вошли американские войска. Министр иностранных дел А. Малик после консультаций с коллегами по АСЕАН инициировал международную конференцию по Камбодже с участием представителей Южной Кореи, Японии, Южного Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии и самой Камбоджи для «обеспечения защиты, независимости, целостности и нейтралитета Камбоджи» (май 1970). Решения конференции носили декларативный характер. Главным, однако, было то, что сам факт ее проведения говорил о заинтересованности АСЕАН судьбой Индокитая. См.: Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М. : МГИМО, 2007. С. 34.
33. Declaration of ASEAN Concord. Bali, 24 February 1976. URL: http://www.aseansec.org/1216.htm.
34. Урегулирование камбоджийской проблемы имело поэтапный и многоаспектный характер. (1) 23 октября 1991 г. на Международной конференции по Камбодже в Париже были подписаны Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства, а также Декларация о восстановлении и реконструкции. (2) В июне 1992 г. в Токио была организована международная конференция по восстановлению Камбоджи. (3) В мае 1993 г. под международным наблюдением и контролем ООН в Камбодже были проведены многопартийные выборы в Конституционное собрание.
35. Nesadurai H. Globalisation, Domestic Politics and Regionalism: The ASEAN Free Trade Area. London : Routledge, 2003.
36. Как указывает В. Барановский, Восточная Германии (ГДР) была изначально включена в систему торговых преференций, предусматриваемых Римским договором 1957 г. и, более того, пользовалась ими. См.: Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений / ред. В.И. Гантман. М. : Наука, 1986.
37. Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
38. Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. М., 1982.
39. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм. Вызовы для России. М., 2001
40. The Bogor Declaration. Bogor, Indonesia. 15 November 1994. URL: http://www.apec.org/apec/leaders__declarations/1994.html.
41. Федотов В.П. Становление и развитие Восточноазиатского сообщества как интеграционного объединения в АТР // Аналитические обзоры РИСИ. 2007. № 1 (10).
42. Das D.K. Structured regionalism in the Asia-Pacific: slow but sure progress // Asia Pacific Viewpoint. Vol. 45. No. 2. P. 217–233.
43. В том же году аналогичный показатель для НАФТА равнялся 43%, а для ЕС — 65%. См.: Christopher M. Dent. East Asian Regionalism. London and New York : Routledge, 2008. P. 43.
44. В 2003 г. объем торговли деталями сложного оборудования на принципах внутриотраслевой специализации и кооперирования составил 140 млрд долл. США. Christopher M. Dent. East Asian Regionalism. London and New York : Routledge, 2008. P. 44.
45. International Production Networks in Asia: Rivalry or Riches? / Borrus M., Ernst D. and Haggard S. (eds.). London : Routledge, 2000.
46. В 2000 г. для Восточной Азии — 32% в экспорте и 35% в импорте, для НАФТА — 28% и для ЕС 22% и 20% соответственно. См.: Major Trade Trends in East Asia. Policy Research Working Paper 3084. Washington : World Bank, 2003.
47. Giroud A. Foreign direct investment and the rise of cross-border production networks in Southeast Asia / The Future of Foreign Inverstment in Southeast Asia / N.J. Freeman and F.L. Bartels (eds.). London : Routledge, 2004.
48. Henderson J., Dicken P., Hess M., Coe N. and Yeung H.W.C. Global production networks and the analysis of economic development // Review of International Political Economy. Vol. 9. 2002. No. 3. P. 436–464.
49. Tachiki D. Between foreign direct investment and regionalism: the role of Japanese production networks // Remapping East Asia: The Construction of a Region / T.J. Pempel (ed.). Ithaca, NY : Cornell University Press, 2005.
50. Ibid.
51. URL: www.telegeography.com
52. См.: Bowles P. ASEAN, AFTA, and the new regionalism // Pacific Affairs. Vol. 70. No. 2. 1997. P. 219–233.
53. Источник: ASEAN Secretariat official website. The ASEAN Free Trade Area Update. URL: http://www.aseansec.org/7665.htm.
54. URL: www.aseansec.org/13100
55. 85% фондирования из внешних (внерегиональных) источников приходятся на Южную Корею, Японию, Индию, Норвегию и ЕС.
56. На сайте АСЕАН приводятся данные о том, что к середине 2009 г. финансирование получено под реализацию 124 проектов (более 90% об общего числа, из них 89 были завершены, 26 — находятся на стадии реализации, а 9 — на стадии разработки).
57. Ha Noi Plan of Action. Ha Noi, 15 December 1998.
58. Ferguson J.R. ASEAN Accord II: policy prospects for regional participant development // Contemporary Southeast Asia. Vol. 23. 2004. No. 3. P. 393–415.
59. Declaration ASEAN Accord II (Bali Accord II). Jakarta : ASEAN Secretariat, 2003.
60. Mahani Z.A. ASEAN integration: at risk of going in different directions // The World Economy. Vol. 25. 2002. No. 9. P. 1263–1277.
61. Statement on Bold Measures, Ha Noi. 15 December 1998.
62. Общее правило заключается в том, что как минимум 40% компонентов товара от общей стоимости товара должны быть произведены в странах АСЕАН, причем в эти 40% могут входить детали, произведенные в разных стран. При этом общая стоимость товара включает стоимость сырья, оплату труда, прибыль и транспортные расходы.
63. Согласно официальной статистике Комиссии ЕС, несмотря на то что простое и квалифицированное большинство определены базовыми договорами в качестве основных методов голосования, около 80% решений в Совете принимается консенсусом.
Рецензия
Для цитирования:
Байков А.А. ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОПЫТ ПРОВЕРКИ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ. Сравнительная политика. 2010;1(1):166-187. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2010-1-1-166-187
For citation:
Baykov A.A. The Integration Patterns in East Asia: A Test by the European Union Experience. Comparative Politics Russia. 2010;1(1):166-187. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2010-1-1-166-187