ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И КОНЦЕПЦИЯ НЕЗАПАДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-1(3)-44-69
Аннотация
В статье анализируются подходы к процессам демократизации в западных и незападных политических системах. Автор подробно останавливается на методологии сравнительного анализа и лежащего в его основе системного подхода, объясняет фундаментальные отличия западного и незападного политического процесса, включая социально-культурные, политические, экономические и мировоззренческие факторы. В статье также исследуются особенности функционирования политических систем в странах не-Запада, их типология и формирование концепций незападных демократий.
Об авторе
Алексей Дмитриевич ВоскресенскийРоссия
профессор, доктор политических наук, доктор философии (Манчестерский университет), декан факультета политологии, главный редактор журнала «Сравнительная политика»
Список литературы
1. Парсонс Т. Система современных обществ. М. : Аспект Пресс, 199 7; Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология политической мысли. Т. 2. М., 1997.
2. Peters B.G. Comparative Politics. Theory and Methods. N.Y. : Palgrave, 1998. Р. 10.
3. Пути к этому были намечены Л. Паем. См.: Pye L., Pye M. Asian Power and Politics: The Cultural Dimension of Politics. Cambridge : Cambridge University Press, 1985.
4. В западной политической науке классическим выразителем этих взглядов является Д. Ландес (Landes D. The Wealth and Poverty of Nations. L. : Abacus, 1998). Наиболее ярко и четко, но по-другому, чем Д. Ландес, в отечественном востоковедении эти положения были сформулированы Л.С. Васильевым (История Востока. Т. 1, 2. М. : ВЛ РАН, 1998 и другие его работы, включая создаваемую «Всеобщую историю»).
5. Подробнее о модернизации западного и восточного типа см.: Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М. : Памятники исторической мысли, 2005.
6. История Востока. Т. 1. Восток в древности / отв. ред. В.А. Якобсон. М. : ВЛ РАН, 1999 ; История Востока. Т. 2. Восток в средние века / отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. М. : ВЛ РАН, 1999 ; История Востока. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени / отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян, Н.И. Иванов. М. : ВЛ РАН, 1999 ; История Востока Т. 4. Кн. 1–2. Восток в новое время / отв. ред. Л.Б. Алаев, М.П. Козлова, Г.Г. Котовский, О.Е. Непомнин, И.М. Смилянская. М. : ВЛ РАН, 2004, 2005 ; Социальный облик Востока / отв. ред. Р.Г. Ланда. М. : ВЛ РАН, 1999. В западной политологии сходные, но структурно абсолютно другие и гораздо более детальные, аргументы представлены Андре Гундер Франком (A.G. Frank. ReOrient. L. — Berkeley: U. of California Press, 1998).
7. Так, государственными являются религии в 32 странах Востока против 13 в других странах мира. Ислам является государственной религией в Афганистане, Алжире, Бахрейне, Бангладеш, Брунее, Коморских о-вах, Египте, Иране, Ираке, Иордании, Кувейте, Малайзии, Мальдивских о-вах, Мавритании, Маврикии, Марокко, Омане, Пакистане, Катаре, Саудовской Аравии, Сомали, Судане, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах, Йемене; иудаизм — в Израиле, буддизм — в Бутане, Камбодже, Шри-Ланке, Таиланде; индуизм — в Непале и «панчасила» (особый вид государственно-синкретической идеологии) — в Индонезии.
8. Подробнее аргументы представлены в: Ланда Р.Г. Цивилизация, формация и социум на Востоке. В кн.: Социальный облик Востока / отв. ред. Р.Г. Ланда. М. : ВЛ РАН, 1999. С. 15–28.
9. Эти положения связаны с идеями реформации Лютера, в соответствии с которыми не ясно, кого Бог определил к спасению (непознаваемость Божественной воли), существует одиночество совести (человек сам, без посредников, ищет путь к спасению), избранность подтверждается успехом практических повседневных начинаний (этика ответственной повседневности). Далее эти идеи были трансформированы и развиты А. де Токвилем, который говорил о демократии свободы (индивидуальная свобода выше равенства) и демократии равенства (неравных от природы нужно уравнять, так как существует социальная справедливость). Соответственно конкурируют и взаимодополняют друг друга две модели — либеральная (существует свобода выбора, а человек спонтанно стремится к свободе и благополучию) и патернальная/патерналистская (свобода должна быть ограничена властью, которая выступает как благонамеренный опекун народа) модели общественного устройства.
10. Впервые в отечественной политологии эти принципы были удачно проанализированы А.С. Панариным. См.: Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиции. М. : Университет, 2000.
11. Там же.
12. Подробную аргументацию см., в частности: Воскресенский А.Д. Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений. В кн.: Современные международные отношения и мировая политика / отв. ред. А.В. Торкунов. М. : Просвещение, 2004. С. 494–500 ; Воскресенский А.Д. Предмет и задачи изучения региональных подсистем международных отношений. В кн.: Восток/Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / под ред. А.Д. Воскресенского. М. : РОССПЭН, 2002. С. 3–14 ; Воскресенский А.Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира (к постановке проблемы). В кн.: Восток — Запад — Россия. М. : Прогресс-Традиция, 2004. С. 141–144.
13. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / под ред. А.Д. Воскресенского. М. : МГИМО, 2002. С. 9
14. Основная литература на русском языке по этой проблематике: Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М. : Аспект Пресс, 2002 ; Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. М. : Инфра-М / Весь мир, 2000 ; Сморгунов Л.С. Современная сравнительная политология. М. : МОНФ, 2002.
15. Основная литература: Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Политические системы мира. М. : Рипол класик, 2004 ; Вся Азия. Справочник. М. : АСТ-Муравей, 2003.
16. Можно сравнить с четырьмя положениями, сформулированными Е. Гайдаром. См.: Гайдар Е.Т. Долгое время. М. : Дело, 2005. С. 82–83, аргументация развернута в гл. 3. Однако, как будет показано ниже, система аргументации и выводы в данной работе другие.
17. Huntington S.P. The Third Wave. Democratization in the Late 20th Century. Norman, 1991.
18. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М. : Аспект Пресс, 2002 ; Дербишайр Дж., Дербишайр Я. Политические системы мира. М. : Рипол класик, 2004.
19. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М. : Ладомир, 2004.
20. См., к примеру: Володин А.Г. Современные теории модернизации: кризис парадигмы // Политическая наука. 2003. № 2. С. 8–29 ; Карозерс Т. Конец парадигмы транзита // Политическая наука. 2003. № 2. С. 42–65.
21. Эти сомнения, кстати, не означают признания значения этих теорий в конкретных и конкретно-временных обстоятельствах.
22. Non-Western International Relations Theory / Ed. by A. Acharya, B. Buzan. N.Y. : Routledge, 2010. Подробнее см. раздел «На книжной полке» в данном номере журнала «Сравнительная политика».
23. Само классическое высказывание, как известно, принадлежит У. Черчиллю, применительно к Востоку эта мысль удачно развернута в «Эссе о демократии» в кн.: Эволюция политических систем на Востоке (Иран, Пакистан, Турция: традиции и демократизация). М. : ИВ РАН, 1999. С. 3–16.
24. Особый вид государственно-синкретической идеологии.
25. Сюкияйнен Л. На западный лад с исламским акцентом. Политико-правовая система ряда мусульманских стран готова к последовательному реформированию // НГ-религии. 15 января 2007 г. С. 4.
26. Там же.
27. Мелкумян Е.С. Политические реформы в Арабских странах: принципы и ценностные ориентации // Восток. 2006. № 6. С. 119.
28. Ахмедов В. Армия и власть на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху глобализации и модернизации. М. : МГИМО-Университет. Аналитические доклады. Вып. 5 (10). Июнь 2006. С. 3.
29. Подробнее см.: Армия и власть на Ближнем Востоке: от авторитаризма к демократии / под ред. В.М. Ахмедова. М. : ИВ РАН, 2002.
30. Там же. С. 11.
31. Косач Г.Г. Саудовский демократический эксперимент: внутренние предпосылки. В кн.: Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 6. М. : Центр стратегических исследований, 2007. С. 64–67 ; Мельянцев В.А. Арабо-исламский мир: сравнительная оценка макроэкономической и социальной результативности // Там же. С. 130–136
32. Воскресенский А.Д. Большая Восточная Азия: мировая политика и энергетическая безопасность. М. : Ленанд, 2006.
33. Гоуцзянь шэхуэй чжуи хэсе шэхуэй вэньда (Замысел и построение гармоничного социалистического общества в вопросах и ответах). Пекин : Хунци чубаньшэ, 2005 ; Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М. : Памятники исторической мысли, 2006. Интересно сравнить эту концепцию с идеей «сбережения народа», высказанной российскими мыслителями и политиками (А. Солженицын, В. Путин).
Рецензия
Для цитирования:
Воскресенский А.Д. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И КОНЦЕПЦИЯ НЕЗАПАДНОЙ ДЕМОКРАТИИ. Сравнительная политика. 2011;2(1(3)):44-69. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-1(3)-44-69
For citation:
Voskressenski A.D. General Patterns, Regional Features and the Concept of Non-Western Democracy. Comparative Politics Russia. 2011;2(1(3)):44-69. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-1(3)-44-69