Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск

Вторичные санкции США на российском направлении: опыт эмпирического анализа

https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-1-15-95-114

Аннотация

Понятие вторичных санкций прочно вошло в категориальный аппарат профильных государственных ведомств США, задействованных в политике односторонних ограничительных мер. Расширяется практика их использования по основаниям правовых механизмов, регламентирующих санкции против России. После начала специальной военной операции России на Украине число вторичных санкций США существенно возросло. В то же время в литературе наметился значительный пробел в области теоретического и эмпирического анализа вторичных санкций. На уровне теории сохраняются лакуны в определении понятия вторичных санкций. На эмпирическом уровне имеет место недостаток баз данных, в которых были бы систематизированы случаи применения вторичных санкций. Цель статьи состоит в заполнении обозначенных теоретических и эмпирических пробелов, а также в ответе на следующие исследовательские вопросы: как именно реализуется политика вторичных санкций США в отношении российских партнеров за рубежом после начала СВО? Как распределяются попавшие под вторичные санкции компании с точки зрения их принадлежности к той или иной стране? Что служит ключевым основанием для введения вторичных санкций? Выдвигаются гипотезы о количественном наращивании применения вторичных санкций; о концентрации вторичных санкций на пресечении поставок промышленных товаров и технологий двойного назначения; о применении вторичных санкций против компаний из дружественных России стран; о доминировании среди попавших под вторичные санкции небольших компаний и отсутствии среди них крупных «глобальных» компаний. Гипотезы проверяются с помощью базы данных вторичных санкций США, включающей в себя 511 случаев за 2022 – 2024 гг.

Об авторе

И. Н. Тимофеев
МГИМО МИД России
Россия

Иван Николаевич Тимофеев – кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории, МГИМО МИД России.

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Arapova E., Nikitina Yu. and Timofeev I. (2024) The Illusion of Smart Sanctions: The Russian Case. Russia in Global Affairs 22(2): 156–178. DOI: 10.31278/1810-6374-2024-22-2-156-178.

2. Bapat N.A., Heinrich T., Kobayashi Y. and Morgan T.C. (2013) Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data. International Interactions 39(1): 79–98. DOI: 10.1080/03050629.2013.751298.

3. Bartlett J. and Ophel M. (2021) Sanctions by the Numbers: U.S. Secondary Sanctions. 26 August. Center for a New American Security. Available at: https://www.cnas.org/publications/reports/sanctions-by-the-numbers-u-s-secondary-sanctions (accessed 4 May 2024).

4. Blockmans S. (2021) Extraterritorial sanctions with a Chinese trademark: European responses to long-arm legal tactics. CEPS Policy Insights PI2021-01, January. Brussels: CEPS. Available at: https://www.ceps.eu/ceps-publications/extraterritorial-sanctions-with-a-chinesetrademark/ (accessed 15 May 2024).

5. Blockmans S., Gott H., Hagemejer J., et al. (2020) Extraterritorial Sanctions on Trade and Investments and European Responses. Study Requested by INTA Committee PE 653.618, November. European Parliament. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/653618/EXPO_STU(2020)653618_EN.pdf (accessed 15 May 2024).

6. Brzoska M. (2015) International Sanctions Before and Beyond UN Sanctions. International Affairs 91(6): 1339–1349. DOI: 10.1111/1468-2346.12449.

7. Douhan A. (2022) Secondary Sanctions, Civil and Criminal Penalties for Circumvention of Sanctions Regimes and Overcompliance with Sanctions. Report of Special Rapporteur on the Negative Impact of Unilateral Coercive Measures on the Enjoyment of Human Rights, July 15. Human Rights Council, UN General Assembly. Available at: https://reliefweb.int/report/world/secondary-sanctions-civil-and-criminal-penalties-circumventionsanctions-regimes-and-overcompliance-sanctions-report-rapporteur-negativeimpact-unilateral-coercive-measures-enjoyment-human-rights-ahrc5133 (accessed 15 May 2024).

8. Drezner D.W. (2015) Targeted Sanctions in a World of Global Finance. International Interactions 41(4): 755–764. DOI: 10.1080/03050629.2015.1041297.

9. Early B. and Preble K. (2024) Enforcing Economic Sanctions by Tarnishing Corporate Reputations. Business and Politics 26(1): 102–123. DOI:10.1017/bap.2023.22

10. Farrell H. and Newman A. (2019) Weaponized Interdependence: How Global Economic Networks Shape State Coercion. International Security 44(1): 42–79. DOI: 10.1162/isec_a_00351

11. Frazer M. and Trainer J. (2023) Sanctions by the Numbers: 2022 Year in Review. Center for a New American Security. Available at: https://www.jstor.org/stable/resrep52702 (accessed 15 May 2024).

12. Geranmayeh E. and Rapnoul M. (2019) Meeting the Challenge of Secondary Sanctions. European Council on Foreign Relations. Available at: https://www.jstor.org/stable/resrep21492 (accessed 15 May 2024).

13. Giumelli F., Hoffmann F. and Ksiazczakova A. (2020) The When, Where and Why of European Union Sanctions. European Security 30(1): 1–23. DOI: 10.1080/09662839.2020.1797685.

14. Giumelli, F. (2016) The Purposes of Targeted Sanctions. In: Beirsteker T.J., Eckert S.E. and Tourihno M. (eds) Targeted Sanctions: The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. 1st ed. New York: Cambridge University Press, pp. 38–59. DOI: 10.1017/CBO9781316460290.003.

15. Gurule J. (2017) Utilizing Secondary Sanctions to Curtail the Financing of the Islamic State. Georgetown Journal of International Affairs 18(1): 36–42. DOI: 10.1353/gia.2017.0006.

16. Habib B. (2016) The enforcement problem in Resolution 2094 and the United Nations Security Council sanctions regime: sanctioning North Korea. Australian Journal of International Affairs 70(1): 50–68. DOI: 10.1080/10357718.2015.1095278.

17. Jaeger M.D. (2018) Coercive Sanctions and International Conflicts. London and New York: Routledge. 254 p.

18. Jazairi I. (2015) Report of the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights. United Nations General Assembly Human Rights Council. Available at: https://reliefweb.int/report/syrian-arab-republic/report-special-rapporteur-negative-impact-unilateral-coercive-measures (accessed 15 May 2024).

19. Likhacheva A. (2019) Unilateral Sanctions in a Multipolar World. Challenges and Opportunities for Russia’s Strategy. Russia in Global Affairs 17(3): 109–131. DOI: 10.31278/18106374-2019-17-3-109-131.

20. Lohmann S. (2019) Extraterritorial U.S. Sanctions: Only the Domestic Courts Could Effectively Curb the Enforcement of U.S. Law Abroad. SWP Comment 5, February 6. SWP. Available at: https://www.swp-berlin.org/publications/products/comments/2019C05_lom.pdf (accessed 15 May 2024).

21. Meyer J. (2014) Second Thoughts on Secondary Sanctions. Penn Carey Law: Legal Scholarship Repository 30 (3): 905–968. Available at: https://scholarship.law.upenn.edu/jil/vol30/iss3/5 (accessed 15 May 2024).

22. Nephew R. (2018) The Art of Sanctions. A View from the Field. New York: Columbia University Press, 216 p.

23. Rosenberg E., Goldman Z., Drezner D. and Solomon-Strauss J. (2016) The New Tools of Economic Warfare. Effects and Effectiveness of Contemporary U.S. Financial Sanctions. Centre for a New American Security. Available at: https://www.cnas.org/publications/reports/the-new-tools-of-economic-warfare-effects-and-effectiveness-ofcontemporary-u-s-financial-sanctions (accessed 15 May 2024).

24. Rosenberg E., Harrell P. and Feng A. (2020) A New Arsenal for Competition: Coercive Economic Measures in the U.S.-China Relationship. Center for a New American Security. Available at: https://www.cnas.org/publications/reports/a-new-arsenal-for-competition (accessed 15 May 2024).

25. Ruys T. and Ryngaert C. (2020) Secondary Sanctions: A Weapon out of Control? The International Legality of, and European Responses to, U.S. Secondary Sanctions. The British Yearbook of International Law. DOI:10.1093/bybil/braa007.

26. Terry P. (2022) Secondary Sanctions: Why the U.S. Approach Is Unlawful and the EU’s Response in Ineffective. Global Trade and Customs Journal 17(9): 370–379. DOI: 10.54648/gtcj2022052.

27. Timofeev I. (2019) Rethinking Sanctions Efficiency. Evidence from 205 Cases of the U.S. Government Enforcement Actions against Business. Russia in Global Affairs 17(3): 86–108. DOI: 10.31278/1810-6374-2019-17-3-86-108.

28. Zarate J. (2013) Treasury Wars. The Unleashing of a New Era of Financial Warfare. New York: Public Affairs.

29. Арапова Е.Я., Кудинов А.С. (2022) Особенности санкционного регулирования в США, ЕС, Великоритании: сравнительный анализ. Полис. Политические исследования (6): 151–165. DOI: 10.17976/jpps/2022.06.11.

30. Коргун И.А., Толорая Г.Д. (2022) К вопросу о продуктивности санкций в отношении КНДР. Полис. Политические исследования (3): 80–95. DOI: 10.17976/jpps/2022.03.07.

31. Мамедов Р.Ш., Морозов В.А. (2020) Влияние санкций ООН и США на политическую элиту Ирака. Вестник МГИМО-Университета 13(1): 129–146. DOI: 10.24833/2071-8160-2020-170-129-146.

32. Маргоев А.Р., Хейрие Д.С. (2021) Возможна ли верификация снятия санкций как гарантия иранской ядерной сделки? Пути к миру и безопасности (2(61)): 110–128. DOI: 10.20542/2307-1494-2021-2-110-128.


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеев И.Н. Вторичные санкции США на российском направлении: опыт эмпирического анализа. Сравнительная политика. 2024;15(1):95-114. https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-1-15-95-114

For citation:


Timofeev I.N. The U.S. Secondary Sanctions Related to Russia: Empirical Analysis. Comparative Politics Russia. 2024;15(1):95-114. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-1-15-95-114

Просмотров: 1378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)