ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ В «МЯГКОЙ СИЛЕ» США, КИТАЯ И ЕС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Аннотация: «Мягкая сила» в последние десятилетия является неотъемлемой частью внешнеполитического арсенала целого ряда государств. Включая в себя различный инструментарий, «мягкая сила» в качестве одного из наиболее эффективных инструментов, применяемых для достижения поставленных целей, включает в себя образование. Еще в период холодной войны Запад и Советский Союз активно использовали образование для подготовки в третьих странах кадров, полностью разделяющих ценности той или иной стороны. В условиях многополярного мира ситуация несколько изменилась: теперь все крупные государства, а также их объединения стремятся задействовать образование в качестве средства влияния и воздействия на своих контрагентов. В статье на примере США, Китая и Европейского союза рассматриваются и анализируются механизмы, используемые акторами при проведении политики «мягкой силы» через образование. Как показал проведенный в статье анализ, и США, и Китай, и ЕС на сегодняшний день активно используют образование для достижения своих внешнеполитических целей. При этом сама их образовательная политика, направленная вовне, имеет значительные различия. В результате мы можем говорить о трех разных моделях использования образования в качестве инструмента «мягкой силы». Каждая из них имеет свои отличительные черты, связанные, прежде всего, с конкретными механизмами использования образования, а также с содержанием образовательной политики и ее смысло-идеологическим наполнением. Тем не менее, несмотря на серьезные различия, можно уверенно говорить о том, что все три рассмотренные в статье субъекта международных отношений крайне успешно используют образование, часто добиваясь позитивного для себя эффекта в регионах своих национальных интересов.
Ключевые слова
Об авторе
Екатерина Андреевна АнтюховаРоссия
кандидат политических наук, старший преподаватель, кафедра сравнительной политологии, МГИМО МИД России
РИНЦ Author ID: 711990
(spin-код: 2048-2979)
Researcher ID: I-4189-2017
ORCID ID: 0000-0003-0860-4792
Список литературы
1. Гудалов Н.Н. Политика Европейского союза по разрешению палестино-израильского конфликта на современном этапе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб. 2015.
2. Касаткин П.И. Болонская система образования в контексте политического развития ЕС // Право и управление. XXI век. 2013. № 4.
3. Касаткин П.И., Ивкина Н.В. Культурная и образовательная составляющие «мягкой силы» ЕС // Сравнительная политика. 2018. № 9 (1).
4. Ковба Д. М. «Мягкая сила» в китайской политической науке и практике - http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46754/1/klo_2017_223.pdf
5. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Высшая школа КНР: успехи, проблемы, решения // Экономика образования. 2009. № 2.
6. Машкина О.А. Профессиональное образование в КНР. М., 2004.
7. Михневич С.В. Панда на службе Дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2.
8. Образование в Китайской народной республике. Жэньминь жибао онлайн - http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html
9. Смирнов А.И., Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России / А.И. Смирнов, И.Н. Кохтюлина. – М.: ВНИИгеосистем, 2012.
10. Усачева Э.И. «Мягкая сила» во внешней политике США на современном этапе. М. 2016.
11. Филимонов Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность [Текст]: монография / Г. Ю. Филимонов. – М.: РУДН, 2012.
12. Фролова О.А. «Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США: институты и механизмы формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 3.
13. Хауер-Тюкаркина О. М. Роль «мягкой силы» в условиях глобального экономического кризиса (на примере ЕС) // Конфликтология/Nota Bene. 2015. № 4 (5).
14. Ципановац В. Технологии публичной дипломатии Евросоюза // Фонд изучения исторической перспективы. 2017 - http://evropazavtra.ru/sompetitions/proshedshie-konkursy/molodye-uchyonye-2017/spisok-rabot-uchastnikov-konkursa-2017/tekhnologii-publichnoy-diplomatii-evr
15. Чепурина М.А. Мягкая сила в глобальной политике: болонские измерения // Вестник РУДН: Политология. 2014. № 1.
16. Bislev A. Student-to-Student Diplomacy: Chinese International Students as a Soft-Power Tool // Journal of Current Chinese Affairs. 2017. № 46 (2).
17. Bu L. Educational Exchange and Cultural Diplomacy in the Cold War // Journal of American Studies Vol. 33, No. 3, Part 1: Women in America. Cambridge University Press, 1999.
18. Bull H. Civilian Power Europe: a Contradiction in Terms // Journal of Common Market Studies. 1982. V. 21. No 1–2.
19. Cooper R. K. 2010. International Influx [Internet]. Portfolio.com, 18 January 2010 - http://www.portfolio.com/businessnews/2010/01/18/american-colleges-and-universities-are-destination-of-choicefor-ambitious-international-students/index.html.
20. Cooper Ramo J. The Beijing Consensus. London, England: Foreign Policy Center. 2004.
21. Directive on How to Further Strengthen Patriotic Education in the Educational System from the Party Committee of the Central Ministry of Education - www.moe.edu.cn/srcsite/A13/s7061/201601/t201601 29_229131.html
22. Education and the exercise of soft power in China - onitor.icef.com/2016/01/education-and-the-exercise-of-soft-power-in-china/
23. Egeberg M., Trondal J. National Agencies in the European Administrative Space: Government Driven, Commission Driven or Networked? // Working Paper. Oslo: Arena, 2007.
24. Fish E. Caught In A Crossfire: Chinese Students Abroad And The Battle For Their Hearts - https://supchina.com/2018/01/18/caught-in-a-crossfire-chinese-students-abroad-and-the-battle-for-their-hearts/
25. Goldstein А. The Diplomatic Face of China's Grand Strategy: A Rising Power's Emerging Choice // The China Quarterly. 2001. № 168.
26. Hong Natalie Yan. EU-China Education Diplomacy: An Effective Soft Power Strategy? // European Foreign Affairs Review. 2014. № 19.
27. Mcgill Peterson P. Diplomacy and Education: A Changing Global Landscape // International higher education. Number 75. Spring 2014.
28. Min-Hua Huang. Follow the Leader? Soft Power of China and the US Compared // China’s Rise: Assessing Views from East Asia and the United States. 2013.
29. Nye J. Smart Power // New Perspectives Quaterly. 2009. Vol. 26, İssue 2.
30. Nye J. Soft Power and Higher Education P. 13. - https://cdn.mashreghnews.ir/old/files/fa/news/1393/4/11/637473_515.pdf
31. Open Doors Report on International Educational Exchange. Open Doors Report. Highlights. Social Media Toolkit. 2016.
32. Powell C. 2001, Statement on International Education Week 2001. U.S. Department of State, November 2001. - http://www.state.gov/secretary/rm/2001/4462.htm.
33. Public Law 87-256: United States Code. Title 22. Charter 33. Mutual Educational and Cultural Exchange Program.
34. Reinalda B., Kulesza E. The Bologna Process - Harmonizing Europe's Higher Education. Barbara Budrich Publishers. 1st edition. 2005.
35. Rønning H. How much Soft Power does China have in Africa? // China and Africa Media, Communications and Public Diplomacy. 2014.
36. Savin L. Education as a tool of us geopolitics - http://katehon.com/article/education-tool-us-geopolitics
37. Sayama O. China’s Approach to Soft Power. Seeking a Balance between Nationalism, Legitimacy and International Influence. Royal United Services Institute for Defence and Security Studies. London. UK. 2016.
38. Schultz G. Diplomacy in the Information Age // Paper presented at the Conference on Virtual Diplomacy, U.S. Institute of Peace. Washington, D.C., April 1, 1997.
39. The black book of the Bologna Process. The National Unions of Students in Europe. 2005.
40. Times Higher Education, 2016.
41. Yang R. China’s Soft Power Projection in Higher Education // International Higher Education. 2007. Vol. 46.
42. Zielonka J. Paradoxes of European Foreign Policy. Policies Without Strategy: the EU’s Record in Eastern Europe // Yearbook of Polish European Studies, 2/1998.
Рецензия
Для цитирования:
Антюхова Е.А. ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ В «МЯГКОЙ СИЛЕ» США, КИТАЯ И ЕС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Сравнительная политика. 2019;10(2).