Preview

Comparative Politics Russia

Advanced search

Quantitative Characteristics and Comparative Analysis of Higher Education Development Trends in Latvia, Lithuania and Estonia

https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-1(3)-99-113

Abstract

The article analyzes the trends of higher education in Latvia, Lithuania and Estonia in a comparative perspective taking into account such trends as the strengthening of statehood and membership in the EU and the Bologna process. The author identifies important trends in the higher education system of the three countries using fresh demographic data.

About the Author

Nikita Valer’evich Nikiforovs

Latvia
Cand.Pol.Sc., Deputy of the Saeima of the Republic of Latvia


References

1. Некоторые из мероприятий Болонского движения проходили в странах Балтии (8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC – Рига, июнь 2001 г.; Семинар «Совершенствование системы признания степеней и периодов обучения», Рига, декабрь 2004 г.; официальный Болонский семинар «Новые проблемы в признании», Рига, январь 2007 г.), а в большинстве из них Латвия, Литва и Эстония принимали активное участие.

2. Количество имеющих высшее образование будет формальным показателем интеллектуального потенциала, если его качество не соответствует мировым стандартам, которые отражают (или должны отражать) способности его носителей к созидательной деятельности.

3. По данным Министерства образования и науки Латвийской Республики в 2006/2007 уч. году количество студентов составило 552/10000 / Вузы Латвии в 2007 году. URL: www.izm.gov.lv

4. Рассчитывается как отношение показателя последующего года к базисному году (для Латвии и Литвы – 1990/1991, для темпа роста количество студентов Эстонии – 2000/2001 год).

5. Мажан Т. Пробелы в знаниях все больше // Телеграф. № 40 (1334). Рига. 26.02.2007.

6. Ранее существовавшие степени кандидата наук и доктора наук в Балтийских странах редуцированы к степени доктора философии, т.е. степени кандидатов наук в большинстве случаев были нострифицированы в качестве степеней докторов философии (Ph.D.). В последнем отчете Европейской комиссии по образованию (European Commission on Education and Training, Trends III) отмечается этот крайне тревожный факт, и связывают его с тем, что в современной Европе докторские программы ассоциируются исключительно с дальнейшей академической деятельностью. Докторантура более не рассматривается работодателями как необходимое условие. В связи с чем интерес к докторантуре падает. Европейский Союз в рамках своей программы по созданию Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area) одной из целей ставит повышение привлекательности докторантуры и увеличение количества докторантов. Чтобы оценить степень радикальности изменений, произошедших в системе высшего образования стран Балтии в рассматриваемый период (1990–2007 гг.), представляется полезным расширить количество анализируемых параметров. Сделаем это на примере Латвийской Республики. Рост числа студентов и увеличение числа вузов в Латвии в период 1920–2000 гг. весьма наглядно представлены на диаграмме 4, основанной на официальных данных Министерства образования и науки Латвии.

7. URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/August_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc

8. Pārskats par Latvijas augstāko izglītību 2006. gadā (skaitļi, fakti, tendences. URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc

9. Pārskats par Latvijas augstāko izglītību 2005. gadā (skaitļi, fakti, tendences) URL: http://www.izm.gov.lv

10. Latvijas augstskolu informatīvā sistēma. URL: www.lais.lv

11. Pārskats par Latvijas augstāko izglītību 2006. gadā (skaitļi, fakti, tendences). URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc

12. URL: www.izm.gov.lv

13. Вузы Латвии в 2007 году. URL: http://www.izm.gov.lv Таблица свидетельствует о наличии следующих тенденций: 1) Начиная с 2003/2004 уч. года постепенно увеличивается число бюджетных мест. Это увеличение осуществляется за счет роста бюджетных мест в программах по информационным технологиям, естествознанию и техническим наукам при сокращении количества бюджетных мест по социальным и педагогическим наукам. Предполагается, что эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. 2) Количество студентов госвузов, обучающихся на платной основе, резко росло в период 1995–2000 гг. (от 4803 до 14 484 — в 3 раза за 5 лет), стабилизировалось в период 2002–2007 гг. и имеет тенденцию к снижению в последнее время. 3) Количество студентов, принятых на платное обучение в негосударственные вузы, стабильно и существенно растет и за 13 лет возросло в 9,7 раза.

14. URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc

15. URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc

16. Мажан Т. В Латвии не хватает ИТ-специалистов // Телеграф. № 62 (28.03.2006).

17. Там же.

18. Воронцов А. Совершенствование деятельности Балтийской международной академии на основе создания системы дистанционного образования в сети Интернет: магистерская работа. Рига: БМА, 2007.

19. Наличие тенденции снижения приема в вузы Латвии подтверждают и другие исследователи: Мелнис А., Абизаре В. Обзор «Вузы Латвии в 2007 году». URL: www.izm.gov.lv


Review

For citations:


Nikiforovs N.V. Quantitative Characteristics and Comparative Analysis of Higher Education Development Trends in Latvia, Lithuania and Estonia. Comparative Politics Russia. 2011;2(1(3)):99-113. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2011-2-1(3)-99-113

Views: 1072


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)