ФЕДЕРАЛИЗМ ИЛИ УНИТАРИЗМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)
https://doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-1(18)-101-110
Аннотация
После распада СССР и появления на его месте новых независимых государств встал вопрос о выборе формата отношений между центром и регионами. Элиты России и Казахстана сделали принципиально различный выбор: Россия — в пользу федерализма, Казахстан конституционно закрепил унитарный характер государства. Сегодня этим решениям уже более 20 лет, и авторы пытаются оценить последствия выбора в обоих государствах.
Об авторах
И. М. БусыгинаРоссия
Бусыгина Ирина Марковна, профессор кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГИМО (У) МИД РФ, доктор политических наук
Э. Таукебаева
Казахстан
Таукебаева Эльмира, старший преподаватель, доктор политических наук
Список литературы
1. Халикова Ш.Б. Децентрализация власти как фактор повышения эффективности государственного управления в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. Серия: Философия. Серия: Культурология. Серия: Политология. 2013. № 2 (43). С. 119 [Khalikova Sh.B. Detsentralizatsiia vlasti kak faktor povysheniia effektivnosti gosudarstvennogo upravleniia v Respublike Kazakhstan // Vestnik KazNU. Seriia: Filosofiia. Seriia: Kul’turologiia. Seriia: Politologiia. 2013. № 2 (43). S. 119].
2. Досмагамбетова Г.И. Децентрализация — политический курс современного Казахстана // Государственное управление и государственная служба. 2013. № 1. С. 38 [Dosmagambetova G.I. Detsentralizatsiia — politicheskii kurs sovremennogo Kazakhstana // Gosudarstvennoe upravlenie i gosudarstvennaia sluzhba. 2013. № 1. S. 38].
3. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право РК. Академический курс. Алматы, 2006. С. 35 [Sapargaliev G.S. Konstitutsionnoe pravo RK. Akademicheskii kurs. Almaty, 2006. S. 35].
4. Эксперт о планах «расчленения» Казахстана. URL: http://total.kz/politics/2013/09/30/ territoriyu_kazahstana_ne_raschl/ [Ekspert o planakh “raschleneniia” Kazakhstana. URL: http://total.kz/politics/2013/09/30/territoriyu_ kazahstana_ne_raschl/].
5. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан : распоряжение Президента Республики Казахстан № 2995. 23 мая 1996 г. URL: http://kazakhstan. news-city.info/docs/sistemsl/dok_pegeez.htm
6. URL: www.nomad.su/?a=3-200304040023 [Kontseptsiia formirovaniia gosudarstvennoi identichnosti Respubliki Kazakhstan : rasporiazhenie Prezidenta Respubliki Kazakhstan № 2995. 23 maia 1996 g. URL: http://kazakhstan.news-city.info/ docs/sistemsl/dok_pegeez.htm www.nomad. su/?a=3-200304040023].
7. Гельман Владимир, Рыженков Сергей и Майкл Бри. Россия регионов: трансформация политических режимов. М. : Весь мир, 2000 [Gel’man Vladimir, Ryzhenkov Sergei i Maikl Bri. Rossiia regionov: transformatsiia politicheskikh rezhimov. M. : Ves’ mir, 2000.]
8. Kahn J. Federalism, Democratization, and the Rule of Law in Russia. Oxford : Oxford University Press, 2002. Р. 4.
9. Ross, C. Federalism and Democratization in Russia. Manchester: Manchester University Press, 2002. Р. 2.
10. Elazar D. J. 1987. Exploring Federalism. Tuscaloosa, AL: University of Alabama Press. Р. 479.
11. Зубаревич Наталья. Неравенство доходов населения: пространственная проекция // Pro et Contra. 2013. № 6. C. 50–51 [Zubarevich Natal’ia. Neravenstvo dokhodov naseleniia: prostranstvennaia proektsiia // Pro et Contra. 2013. № 6. S. 50–51].
12. Там же. С. 52–55 [Tam zhe. S. 52–55].
13. Busygina I., Filippov M., Shvetsova O. Risks and Constraints of Political Modernization in Russia: The Federal Problem // Perspectives on European Politics and Society. 2011. Vol. 12, № 1.
14. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. Политические условия и ограничения инновационного развития в России // Вестник Института Кеннана. М., 2010. Выпуск 18 [Busygina I.M., Filippov M.G. Politicheskie usloviia i ogranicheniia innovatsionnogo razvitiia v Rossii // Vestnik Instituta Kennana. M., 2010. Vypusk 18].
15. Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. 16 октября 1997 г. URL: http://www. akorda.kz/ru/page/kazakhstan-2030_1336650228 [Kazakhstan — 2030. Protsvetanie, bezopasnost’’ i uluchshenie blagosostoianiia vsekh kazakhstantsev. Poslanie Prezidenta strany narodu Kazakhstana. 16 oktiabria 1997 g. URL: http://www.akorda.kz/ru/ page/kazakhstan-2030_1336650228].
16. Там же [Tam zhe].
17. Децентрализация власти в Казахстане привела к бездействию министерств, считает Назарбаева. 21.01.2014. URL: http://dknews. kz/decentralizaciya-vlasti-v-kazakhstane-privelak-bezdejjstviyu-ministerstv-schitaet-nazarbaeva. htm [Detsentralizatsiia vlasti v Kazakhstane privela k bezdeistviiu ministerstv, schitaet Nazarbaeva. 21.01.2014. URL: http://dknews.kz/ decentralizaciya-vlasti-v-kazakhstane-privela-kbezdejjstviyu-ministerstv-schitaet-nazarbaeva.htm].
18. Главным (и практически единственным) открытым сторонником децентрализации является бывший аким Павлодарской области, бывший председатель политсовета РОО «Демократический Выбор Казахстана», Галымжан Жакиянов, который после досрочного освобождения из заключения находится в США.
19. Alexander Libman (2008). Economic role of public administration in Central Asia: Decentralization and hybrid political regime. Mode of access: http:// mpra.ub.uni-muenchen.de/10940/ MPRA Paper No. 10940, posted 8. October 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Бусыгина И.М., Таукебаева Э. ФЕДЕРАЛИЗМ ИЛИ УНИТАРИЗМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИИ И КАЗАХСТАНА). Сравнительная политика. 2015;6(1(18)):101-110. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-1(18)-101-110
For citation:
Busygina I.M., Taukebaeva E. FEDERALISM OR A UNITARY STATE AS A STRATEGIC CHOICE AND ITS CONSEQUENCES (COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN). Comparative Politics Russia. 2015;6(1(18)):101-110. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-1(18)-101-110