МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ — МЕТАМОРФОЗЫ КОНЦЕПЦИЙ И ПОНЯТИЙ
https://doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-1(18)-16-31
Аннотация
Время подчас рождает слова/термины, которые моментально становятся общеупотребительными, они входят в общественный или научный дискурс по поводу содержательной проблематики, подразумеваемой таким термином. Сейчас в российском научном дискурсе наблюдается всплеск словоупотребления «социальная миссия», с одной стороны, с другой — теория массовых коммуникаций подарила всей сфере информационной деятельности понятие «социальной ответственности». Автор делает попытку проанализировать данные метаморфозы и проследить пути их возникновения и эволюции.
Ключевые слова
Об авторе
Л. Н. ФедотоваРоссия
Федотова Лариса Николаевна, профессор, доктор социологических наук, старший научный сотрудник Факультета журналистики МГУ
Список литературы
1. Сразу скажу, что мы не учитываем долгое бытование слова «миссия» в российской гуманитарной мысли. Вспомним выражение «сеять разумное, доброе, вечное» как инвариант этого понятия, вполне расхожее в нашей культуре.
2. Siebert F.S., T. Peterson and W. Schramm. Four Theories of the Press. Urbana // University of Illinois Press, 1956.
3. Именно так предложил транслировать студентам-журналистам идею миссии профессии зам. министра по печати и массовым коммуникациям РФ г-н Волин на Международной научно-практической конференции «Журналистика 2012: Социальная миссия и профессия» (Москва, 9–11 февраля 2013 г., факультет журналистики МГУ)
4. Mass Media and Communications 2012: Mass Media after Post-socialism: Trends of 2000s // The 4-th International Media Readings in Moscow. 2012. November 15–16.
5. Pennock J.R. The Problem of Responsibility. In C.J. Friedrich (Ed.) Nomos III: Responsibility N.Y.: Liberal Arts Press, 1960. P. 3–27.
6. Моль А. Социодинамика культуры. М. : Прогресс, 1973. С. 35–36 [Mol’ A. Sotsiodinamica kulturi. Moscow, Progress, 1973. S. 35–36].
7. Малаховский А.К. «Разгребатели грязи»: американская мечта или реальность? // Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики РУДН. 2000. № 1. C. 35–45 [Malakhovskiy A.K. “Razgrebateli gryazi”: amaricanskaya meschta ili realnst? // Zhurnalistica i Obshestvo. Almanah kafedri teorii i istorii zhurnalistici RUDN. 2000. № 1. S. 35–45].
8. Harvey S. (ed.) Years of Conscience: The Muckrackers. N.Y., 1962. P. 10. По-английски «разгребатели грязи» — muckrackers.
9. Этот образ, по-видимому, сейчас имеет более широкое значение. В одном современном американском романе находим его упоминание: «Что проку от работы прокурорского помощника или любого другого «разгребателя грязи»? Бронкс все больше загнивает и рушится, и все больше крови засыхает в трещинах». См.: Вулф Т. Костры амбиций. СПб. : АМФОРА, 2006. С. 46.
10. Regier C.C. The Era of the Muckrackers. Chapel Hill, N. C. 1932. P. 165.
11. Tarbell I. All in the Day’s Work: An Autobiography. N.Y., 1939. P. 202–53.
12. Малаховский А.К. «Разгребатели грязи»: американская мечта или реальность? // Журналистика и общество. Альманах кафедры № 1. C. 35–45 [Malakhovskiy A.K. “Razgrebateli gryazi”: amaricanskaya meschta ili realnst? // Zhurnalistica i Obshestvo. Almanah kafedri teorii i istorii zhurnalistici RUDN. 2000. № 1. S. 35–45].
13. Regier C.C. The Era of the Muckrackers. Chapel Hill, N. C. 1932. P. 165.
14. Малаховский А.К. «Разгребатели грязи»: американская мечта или реальность? // Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики РУДН. 2000. № 1. C. 35–45 [Malakhovskiy A.K. “Razgrebateli gryazi”: amaricanskaya meschta ili realnst? // Zhurnalistica i Obshestvo. Almanah kafedri teorii i istorii zhurnalistici RUDN. 2000. № 1. S. 35–45].
15. Огнева Е. Давосский форум подвел итоги // Новые Известия. 2003. 29 января [Ogneva E. Davosskiy forum podvel itogi // Noviye izvestiya. 2003. 29 yanvariya].
16. Дашкевич А. AMP озвучила принципы бизнеса в корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс]: Sovetnik.ru. Профессиональный PR-портал. URL: http:// www. sovetnik.ru/prnews/rus/more/?id= 18369 [Dashkevitch A. AMR ozvuchila principi biznesa v korporativnoy sotsialnoi otvetstvennosti. Sovetnik. ru professionalniy PR-portal URL: http://www. sovetnik.ru/prnews/rus/more/?id= 18369]
17. С точки зрения социально ответственного гражданина. 19 октября 2006 г. URL: http: // www. sovetnik.ru/magazine/archive/article/2006/7/?id=l
18. Шишкунова Е. Народ забыл олигархов // Известия. 2006. 19 октября. С. 9 [Shishkunova E. Narod zabyl oligarkhov // Izvestiya. 2006. 19 oktyabya. S. 9].
19. URL: http: //www.sovetnik.ru /research/7icH 14900
20. Горшков В.Г., Яшкин В.А. Инвестиции в социальную инфраструктуру и ответственность бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. Т. 2. 2008. C. 17–18 [Gorshkov V.G., Yashkin V.A. Investitsii v sotsialnuyu infrastrucuru i otvetstvennost biznesa // Vestnik altayskoy akademii ekonomiki i prava. Т. 2. 2008. C. 17–18].
21. Обращаясь к международному контексту этики в связях с общественностью, надо иметь в виду также кодексы Международной Ассоциации бизнес-коммуникаций (International Association of Business Communication — IABC) и Американского общества по связям с общественностью (Public Relations Society of America — PRSA). Кодексы последнего дают наиболее детализированное перечисление профессиональных стандартов. Деннис Уилкокс, координатор магистерских программ по связям с общественностью университета штата Сан Джоус, в своем выступлении на общенациональном форуме Общества исследователей в области связей с общественностью (Public Relations Student Society of America — PRSSA), говоря о стандартах PRSA, отмечал, что «код этики PRSA, как и код Общества профессиональных журналистов (курсив мой. — Л.Ф.), базируется на концепции, имеющей в своей основе общественный интерес». См.: Agee W., Ault Ph., Emery E. Maincurrents in Mass Communications. Second Edition. N.Y.: Harper & Row, 1989.
22. Горшков В.Г., Яшкин В.А. Инвестиции в социальную инфраструктуру и ответственность бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. Т. 2. 2008. C. 17–18 [Gorshkov V.G., Yashkin V.A. Investitsii v sotsialnuyu infrastrucuru i otvetstvennost biznesa // Vestnik altayskoy akademii ekonomiki i prava. Т. 2. 2008. C. 17–18].
23. Российский Кодекс практики рекламы и маркетинга подписан // Наружка. 2012. № 4. С. 6 [Rossiyskiy kodecs praktici reklami i marketinga podpisan // Naruzhka. 2012. № 4. S. 6].
24. Как говорил поэт, «и все же, все же, все же». Так и хочется вспомнить правило «лезвия/бритвы Оккама»: «все, что может быть объяснено из различия материй по ряду оснований, — это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания. Порой принцип выражается в словах «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», или в обычно приводимой философами формулировке: «сущности не следует умножать без необходимости». Сейчас под бритвой Оккама чаще понимают более общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое и ясное из них.
Рецензия
Для цитирования:
Федотова Л.Н. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ — МЕТАМОРФОЗЫ КОНЦЕПЦИЙ И ПОНЯТИЙ. Сравнительная политика. 2015;6(1(18)):16-31. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-1(18)-16-31
For citation:
Fedotova L.N. MECHANISMS OF INFORMATION FLOWS REGULATIONS — METAMORPHOSES OF CONCEPTS. Comparative Politics Russia. 2015;6(1(18)):16-31. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-1(18)-16-31