Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск

Помощь развитию как инструмент внешней политики стран Бенилюкс: особенности структуры и параметры трансформации подходов

https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-2-15-6

Аннотация

Статья посвящена содействию развитию как инструменту внешней политики стран Бенилюкс – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Ставится следующий исследовательский вопрос: соответствуют ли практические шаги государств Бенилюкс публичным заявлениям, где содействие развитию упоминается как инструмент «мягкой силы», или же специфика подходов к данному направлению скорее отражает другие цели, в частности, налаживание экономически выгодного сотрудничества с развивающимися странами? Наряду с анализом международных статистических данных, социологических опросов и текстов официальных документов, исследование опирается на историко-описательный и историко-генетический методы, необходимые для рассмотрения эволюции подходов трех государств. Теоретико-методологическое наполнение работы составляют аналитические категории «малого государства» и «средней державы», а также концепция «мягкой силы». Автор приходит к выводу, что подходы стран Бенилюкс к содействию развитию различаются и характеризуются комплексностью и изменчивостью во времени. Стремление к экономической выгоде может служить объяснением по крайней мере некоторым географическим и функциональным приоритетам данной политики – выделению в качестве ключевых партнеров государств, где расположены представительства компаний стран Бенилюкс, или специализации на сферах содействия развитию, где может быть обеспечено вовлечение этих компаний. Это стремление наиболее явно прослеживается в подходе Нидерландов, в то время как для Люксембурга, по-видимому, важнее функция «мягкой силы», позволяющая позиционировать себя в качестве «щедрого» донора и «ответственного» члена международного сообщества. В отличие от Люксембурга, в Нидерландах и Бельгии в связи с сомнениями в эффективности содействия развитию и его секьюритизацией имеет место тенденция к снижению объема выделяемых средств (за исключением 2015 и 2022 гг.); тем не менее, на фоне продолжающихся общественных дискуссий содействие развитию сохраняет свою актуальность как «мягкая сила» в отношении стран Глобального Юга.

Об авторе

А. А. Посаженникова
МГИМО МИД России; ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Россия

Анастасия Антоновна Посаженникова – преподаватель кафедры языков стран Северной Европы и Балтии, МГИМО МИД России; младший научный сотрудник, Сектор политических проблем европейской интеграции, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

119454, Москва, Проспект Вернадского, д. 76,

117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23



Список литературы

1. Буторина О.В. (ред.) (2011) Европейская интеграция: учебник. М.: Издательский Дом «Деловая литература».

2. Вершинина В.В. (2020) «Державы среднего уровня» в международных отношениях: сравнительный анализ концептуальных подходов. Сравнительная политика 11(3): 25– 40. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10034.

3. Галищева Н.В., Капица Л.М. (ред.) (2022) Содействие международному развитию: учебник. М.: МГИМО-Университет.

4. Игнатов А.А., Михневич С.В., Попова И.М., et al. (2019) Подходы ведущих стран-доноров к внедрению ЦУР в национальные стратегии устойчивого развития. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика 14(1): 164–187. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-10.

5. Крячкина Ю.А. (2019) «Мягкая сила» во внешней политике Японии: ключевые особенности. Проблемы национальной стратегии 6(57): 95–107.

6. Лазутина И.В., Нагорнов В.А., Шелепов А.В., Рахмангулов М.Р., Сахаров А.Г. (2014) Систематизация лучших зарубежных подходов к реализации политики «мягкой силы». Вестник международных организаций 9(2): 229–245.

7. Осколков П.В., Сивов Д.А. (2023) Трансформация восприятия колониального опыта в публичном дискурсе Бельгии. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 33(3): 166–174. DOI: 10.15211/vestnikieran32023166174.

8. Сергеев Е.А. (2021) Официальная помощь развитию институтов Европейского союза. Мировое и национальное хозяйство 4(57). Available at: https://mirec.mgimo.ru/2021/2021-04/eu-institutions-official-development (дата обращения: 27.06.2024).

9. Сутырин В.В. (2022) Политика Евросоюза в сфере содействия международному развитию на постсоветском пространстве: геополитические факторы. Современная Европа 5(112): 5–18. DOI: 10.31857/S0201708322050011.

10. Харитонова Е.М. (2015) Программы содействия международному развитию и национальная безопасность: опыт Великобритании. Пути к миру и безопасности 2(49): 29–43.

11. Apodaca C. (2017) Foreign Aid as Foreign Policy Tool. In: Oxford Research Encyclopedia of Politics. Available at: https://oxfordre.com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-332 (accessed 27 June 2024).

12. Blockmans S. (2017) The Benelux approach to EU integration and external action. Global Affairs 3(3): 223–235.

13. Breuning M. (1995) Words and Deeds: Foreign Assistance Rhetoric and Policy Behavior in the Netherlands, Belgium, and the United Kingdom. International Studies Quarterly 39(2): 235–254.

14. Drent M., Wilms E., Zandee D. (2017) Making sense of European defence. Clingendael report. Available at: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2017-12/Making_Sense_of_European_Defence.pdf (accessed 27 June 2024).

15. Francisco P., Moreira S.B., Caiado J. (2021) Identifying differences and similarities between donors regarding the long-term allocation of official development assistance. Development Studies Research 8(1): 181–198. DOI: 10.1080/21665095.2021.1954965.

16. Harmsen R. and Högenauer A. (2020) Luxembourg and the European Union. In: Oxford Research Encyclopedia of Politics. Available at: https://oxfordre.com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-1041 (accessed 27 June 2024).

17. Herremans B. (2013) Belgium and the Israeli-Palestinian Conflict: The Cautious Pursuit of a Just Peace. Studia Diplomatica 66(4): 77–94.

18. Hoebink P. (2005) A new member of the G-0.7: Luxemburg as the smallest and largest Donor. In: Hoebink P., Stokke O. (eds) Perspectives on European Development Co-operation: Policy and performance of individual donor countries and the EU. London: Routledge, pp. 378– 405.

19. Hout W. (2004) Political regimes and development assistance: The political economy of aid selectivity. Critical Asian Studies 36(4): 591–613. DOI: 10.1080/1467271042000273266.

20. Joly J.K., Haesebrouck T. (2021) Belgian Foreign Policy: In Foro Interno, Inferno? In: Joly J.K. and Haesebrouck T. (eds) Foreign Policy Change in Europe Since 1991. Cham: Palgrave Macmillan, pp. 21–47. DOI: 10.1007/978-3-030-68218-7_2

21. Jones E. (2003) The Benelux Countries: Identity and Self-Interest. In Bulmer S. and Lequesne C. (eds) Member States and the European Union. Oxford: Oxford University Press, pp. 164– 184.

22. Jordaan E. (2003) The Concept of a Middle Power in International Relations: Distinguishing between Emerging and Traditional Middle Powers. Politikon: South African Journal of Political Studies 30(1): 165–181. DOI: 10.1080/0258934032000147282.

23. Léonard S., Kaunert C. (2020) The securitisation of migration in the European Union: Frontex and its evolving security practices. Journal of Ethnic and Migration Studies 48(6): 1417–1429. DOI: 10.1080/1369183X.2020.1851469.

24. Malcontent P. (2011) De toekomst van de Nederlandse ontwikkelingssamenwerking. In: Hellema D., Segers M. and Rood J. (eds) Bezinning op het buitenland: Het nederlands buitenlands beleid in een onzekere wereld. Nederlands Instituut voor Internationale Betrekkingen Clingendael, pp. 173–192.

25. Nasra S. (2008) A Small Member State and European Foreign Policy: Shaping or Taking? The Case of Belgium and the African Great Lakes. The Hague Journal of Diplomacy 3(3): 232–252.

26. Nye J. (2005) Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.

27. Panke D. (2012) Dwarfs in international negotiations: how small states make their voices heard. Cambridge Review of International Affairs 25(3): 313–328. DOI: 10.1080/09557571.2012.710590.

28. Siitonen L. (2017) Regional and sub-regional effects on development policies: The Benelux and the Nordic countries compared. Regions and Cohesion 7(2): 34–69. DOI: 10.3167/reco.2017.070203.

29. Thorhallsson B., Steinsson S. (2017) Small State Foreign Policy. In: Oxford Research Encyclopedia of Politics. Available at: https://oxfordre.com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-484 (accessed 27 June 2024).

30. Vlassenroot K., Hoebeke H. (2011) Het relaas van een turbulente relatie: de CongoleesBelgische betrekkingen. Internationale Spectator 65(5): 272–275.

31. Waeterloos E., Renard R. (2013) Towards «unity in diversity» in European development aid through donor harmonization and decentralized cooperation? A case study of Flanders and Belgium. Public Administration and Development 33(5): 325–342.


Рецензия

Для цитирования:


Посаженникова А.А. Помощь развитию как инструмент внешней политики стран Бенилюкс: особенности структуры и параметры трансформации подходов. Сравнительная политика. 2024;15(2):109-133. https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-2-15-6

For citation:


Posazhennikova A.A. Development Assistance as Benelux Countries’ Foreign Policy Tool: Structural and Transformational Aspects. Comparative Politics Russia. 2024;15(2):109-133. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-2-15-6

Просмотров: 275


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)