Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск

Особенности лоббирования крупных корпораций в политической динамике глобального мегаполиса (на примере московской программы реновации) – I

https://doi.org/10.46272/2221-3279-2022-1-2-13-38-57

Аннотация

В статье рассматривается лоббистская активность корпорации ПИК в контексте политико-управленческой динамики глобального мегаполиса Москвы. Для осуществления целей этого исследования в научный оборот вводится и обосновывается концепция «конверсии» как циклического процесса учета и инкорпорирования в публичную повестку глобального мегаполиса интересов отдельных крупных бизнес-организаций как социально-политических стейкхолдеров в рамках их основной деятельности по производству ренты и максимизации прибыли. В первой части статьи предпринимается анализ учета воздействия международного контекста, комплекса условий и факторов на осуществление строительной политики и ведение лоббистской деятельности крупным девелоперским бизнесом. В работе проводится и обосновывается аналитическое разграничение общих категорий «лоббирования» как микрополитической активности негосударственных стейкхолдеров, с одной стороны, и, с другой, – «лоббизма» как отраслевой макросистемы функционального представительства интересов. 

Об авторах

А. А. Дегтярев
РУДН им. П. Лумумбы
Россия

Дегтярев Андрей Алексеевич – кандидат философских наук, доцент 

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.



А. С. Потапкин
МГИМО МИД России
Россия

Потапкин Артем Сергеевич – магистрант Факультета управления и политики

119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Almond G.A. and Powell G.B. (eds) (1988) Comparative Politics Today: A World View. 4th ed. Glenview, Ill: Scott, Foresman/Little, Brown College Division.

2. Baumgartner F.R. and Leech B.L. (2001) Basic Interests: The Importance of Groups in Politics and in Political Science. Princeton: Princeton University Press.

3. Baumgartner F.R., Berry J.M., Hojnacki M., et al. (2009) Lobbying and Policy Change: Who Wins, Who Loses, and Why. Chicago London: The University of Chicago Press.

4. Beissinger M.R. (2022) The Revolutionary City: Urbanization and the Global Transformation of Rebellion. Princeton: Princeton University Press.

5. Berry J.M. and Wilcox C. (2018) The Interest Group Society. Sixth Edition. New York: Routledge, Taylor & Francis Group.

6. Dahan N.M., Hadani M. and Schuler D.A. (2013) The Governance Challenges of Corporate Political Activity. Business & Society 52(3): 365–387. DOI: 10.1177/0007650313491470.

7. Dörrenbächer C. and Geppert M. (2009) Micro-political Games in the Multinational Corporation: The Case of Mandate Change. Management Review 20(4): 373–391. DOI: 10.5771/0935-9915-2009-4-373.

8. Drutman L. (2015) The Business of America Is Lobbying: How Corporations Became Politicized and Politics Became More Corporate. Oxford-New York, NY: Oxford University Press.

9. Eulau H. (1969) Micro-Macro Political Analysis: Accents of Inquiry. Chicago: Aldine Publishing Company.

10. Eulau H. (1996) Micro-Macro Dilemmas in Political Science: Personal Pathways through Complexity. Norman: University of Oklahoma Press.

11. Hillman A.J. and Hitt M.A. (1999) Corporate Political Strategy Formulation: A Model of Approach, Participation, and Strategy Decisions. The Academy of Management Review 24(4): 825–842. DOI: 10.2307/259357.

12. Lawton T., McGuire S. and Rajwani T. (2013) Corporate Political Activity: A Literature Review and Research Agenda: Corporate Political Activity. International Journal of Management Reviews 15(1): 86–105. DOI: 10.1111/j.1468-2370.2012.00337.x.

13. Morgan G. (2011) Reflections on the Macro-Politics of Micro-Politics. In: Dörrenbächer C. and Geppert M. (eds) Politics and Power in the Multinational Corporation: The Role of Institutions, Interests and Identities. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 415–436. DOI: 10.1017/CBO9780511973352.014.

14. Nownes A.J. (2006) Total Lobbying: What Lobbyists Want (and How They Try to Get It). Cambridge; New York: Cambridge University Press.

15. Schuler D.A., Rehbein K. and Green C.D. (2019) Is Corporate Political Activity a Field? Business & Society 58(7): 1376–1405. DOI: 10.1177/0007650316680206.

16. Автономов А.С. (2004) Азбука лоббирования. Москва: Права человека.

17. Белоусов А.Б. (2005) Лоббизм как политическая коммуникация. Екатеринбург: Уральское отделение РАН.

18. Боос В.О., Гохберг Л.М., Иванова Е.А. и др.; под ред. Гохберга Л.М., Куценко Е.С. (2021) Инновационная Москва: стратегические вызовы и тактические ответы. Доклад, НИУ ВШЭ, Москва. DOI: 10.17323/978-5-7598-2386-5

19. Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. (2012) Экономическая политика на макрои микроуровнях. Известия Иркутской государственной экономической академии 2: 2.

20. Дегтярев А.А. (2020) «Дуальность оптики» политико-аналитической работы: проблема конверсии макро-микро-анализа в цикле GR-менеджмента. Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы: Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 27–28 ноября 2020, с. 168–170. Москва: Московский педагогический государственный университет.

21. Каневский П.С. (2019) Институт лоббизма в XXI веке: сравнительный анализ. Москва: Канон.

22. Кирьянова Н.Г. (2007) Общество в контексте глобально-локальных отношений. Томск: Дельтаплан.

23. Лебедева М.М. (2019) Трансформация роли городов и внутригосударственных регионов в мировой политике. Ойкумена. Регионоведческие исследования 1: 7–16. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-1/7-16.

24. Мельникова М. (2020) Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой застройки. Уфа.

25. Мусиенко Т.В. (2001) Генезис микрополитики как области компаративного политического знания. Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии 4(17): 242–258.

26. Мусиенко Т.В. (2003) Микрополитика в современном мире. Москва: Наука.

27. Павроз А.В. (2016) Лоббизм: институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. Санкт-Петербург: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии.

28. Перегудов С.П. (2006) Крупная корпорация как субъект публичной политики. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ.

29. Прохоров А.В. (2021) Стратегическое развитие мировых мегаполисов: систематизация факторов влияния. Управление рисков 4: 16–25.

30. Сассен С. (2007) Глобальный город: введение понятия. В книге: Слука А.Н. (отв. ред.) Глобальный город: теория и реальность. Москва: Аванглион, с. 9–27.

31. Сморгунов Л.В. (2016) Взаимодействие государства и бизнеса в России: от лоббизма к корпоративной публичной политике. Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 4(71): 100–104.

32. Федякин И.В. (2015) Политика формирования и развития мегаполисов: зарубежные модели и российские реалии. Москва: Социально-политическая мысль.

33. Чихарев И.А., Рамонова М.А. (2011) Понятие и основные концепции многоуровневого управления в мирополитическом дискурсе. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки 5: 3–16.


Рецензия

Для цитирования:


Дегтярев А.А., Потапкин А.С. Особенности лоббирования крупных корпораций в политической динамике глобального мегаполиса (на примере московской программы реновации) – I. Сравнительная политика. 2022;13(1-2):38-57. https://doi.org/10.46272/2221-3279-2022-1-2-13-38-57

For citation:


DEGTYAREV A.A., POTAPKIN A.S. Specific features of big corporations lobbying in the political dynamics of global megapolis (case of the housing renovation program in Moscow). Part 1. Comparative Politics Russia. 2022;13(1-2):38-57. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/2221-3279-2022-1-2-13-38-57

Просмотров: 349


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)