Preview

Сравнительная политика

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, АСПИРАНТУРА) И НАУКИ В КИТАЕ И ИНДИИ

https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-2(12)-70-81

Аннотация

Азиатские гиганты в целом добились больших успехов в развитии образования и науки. При этом власти и эксперты отлично понимают слабые места и ставят задачу изменить ситуацию в относительно недалеком будущем. Подобные перемены могут способствовать переносу акцентов на развитие фундаментальной науки, а не только высоких технологий, что позволит сократить отставание Китая и Индии от развитых держав

Об авторе

С. И. Лунев
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт мировой экономики и международных отношений РАН
Россия
Лунев Сергей Иванович — доктор исторических наук, профессор


Список литературы

1. Работа выполнена в рамках проектов РГНФ № 11-03-00700а и № 11-03-00099а.

2. Мельянцев В.А. «Восточноазиатская модель» экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998. С. 21. [ Mel'jancev V.A. «Vostochnoaziatskaja model'» jekonomicheskogo rosta: vazhnejshie sostavljajushhie, dostoinstva i iz'jany. M., 1998. S. 21.]

3. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / под ред. Михеева В.В. М.: Московский Центр Карнеги, 2005. С. 164–166. [Kitaj: ugrozy, riski, vyzovy razvitiju / pod red. Miheeva V.V. M. : Mosk. Centr Karnegi, 2005. S. 164–166.]

4. Официальный cайт Мирового Банка — patent applications, residents. http://data.worldbank.org/ indicator/ip.pat.resd

5. Ibid. P. 225.

6. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008 Highlights. URL: http://www.oecd.org/ dataoecd/18/32/41551978.pdf

7. Global Investment in R&D // UIS Fact Sheet, August 2011, No 15. P. 1. UNESCO Institute for Statistics. URL: http://www.uis.unesco.org/FactSheets/Documents/fs15_2011-investments-en.pdf

8. Южная Корея занимает 6 место, Россия — 8-е.

9. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008 Highlights. URL: http://www.oecd.org/ dataoecd/18/32/41551978.pdf

10. China Mulls $1.5t Boost for Strategic Industries // China Daily, December 3, 2010.

11. Segal A. Chinese Technology Policy and American Innovation. Testimony before the U.S.-China Economic and Security Review Commission on China's technology policies, US. Congress, July 15, 2011. URL: http://www.cfr.org/china/chinese-technology-policy-american-innovation/p25295

12. Research Report on Chinese High-Tech Industries. U.S. China Economic and Security Review Commission. January 2009. P. 7–8. URL: http://www.uscc.gov/researchpapers/2009/Research_Report_ on_Chinese_High_Tech_Industries.pdf

13. China’s High Technology Development Hearings before the U.S.-China Economic and Security Review Commission. P. 217.

14. Research Report on Chinese High-Tech Industries. U.S.-China Economic and Security Review Commission. January 2009. P. 26–27.

15. Наумов И. Нанотехнологи успешно осваивают государственный бюджет // Независимая газета. 2012. 7 марта. [Naumov I. Nanotehnologi uspeshno osvaivajut gosudarstvennyj bjudzhet // Nezavisimaja gazeta. 2012. 7 marta.]

16. Research Report on Chinese High-Tech Industries. U.S.-China Economic and Security Review Commission. January 2009. P. 10.

17. Ibid. P. 17–18.

18. China’s High Technology Development Hearings before the U.S.-China Economic and Security Review Commission. P. 293.

19. Parthasarathi A. Tackling the brain drain from India’s information and communication technology sector: the need for a new industrial, and science and technology strategy // Science and Public Policy. 2002. № 29 (2). P. 129.

20. Information Technology. Annual Report. 2010–2011. Delhi: Ministry of Communications and Information Technology, Department of Information Technology, 2011. P. 1.

21. Information Technology. Annual Report. 2002–2003. Delhi: Ministry of Communications and Information Technology, Department of Information Technology, 2003.

22. Веб-сайт НАССКОМ (Национальная Ассоциация индийских компаний по производству информационных технологий и сопутствующих услуг). URL: http://www.nasscom.org/artdisplay. asp?cat_id=314

23. Information Technology. Annual Report. 2006–2007. Delhi: Ministry of Communications and Information Technology, Department of Information Technology, 2007. P. 2.

24. Information Technology. Annual Report. 2010–2011. P. 1.

25. Information Technology. Annual Report. 2006–2007. P. 3

26. Information Technology. Annual Report. 2010–2011. P. 2.

27. Information Technology. Annual Report. 2006–2007. P. 3.

28. Information Technology. Annual Report. 2010–2011. P. 2.

29. Программа развития Организации Объединенных Наций. Доклад о человеческом развитии. 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. М. : «Весь Мир», 2011. С. 159. [Programma razvitija Organizacii Ob’edinennyh Nacij. Doklad o chelovecheskom razvitii. 2011. Ustojchivoe razvitie i ravenstvo vozmozhnostej: Luchshee budushhee dlja vseh. M. : «Ves' Mir», 2011. S. 159.]

30. D. Biers. Life in the Slow Lane / D. Biers, S. Siddhva // Far Eastern Economic Review (Hong Kong). № 34. 21.08.1997. P. 72.

31. Liberal Times (New Delhi). Vol. V. № 2. 1997. P. 27.

32. Ramachandaran V.K. Investment Gaps in Primary Education. A Statewide Study / V.K. Ramachandaran, V. Rawal, M. Swaminathan // Economic and Political Weekly (Mumbai). 1997. Vol. XXXII. № 1–2. P. 39.

33. Deshpande J.V. Elementary Education as Fundamental Right // Economic and Political Weekly. Vol. XXXII. P. 2381 ; Human Development Report. 2000. UNDP. New York : Oxford University Press, 2000. P. 196.

34. Программа развития Организации Объединенных Наций. Доклад о человеческом развитии. 2011… С. 128–129. [Programma razvitija Organizacii Ob’edinennyh Nacij. Doklad o chelovecheskom razvitii. 2011… S. 128–129.] 3

35. Human Development Report. 2008. New York : Palgrave Macmillan, 2008. P. 171–174.

36. Monthly Public Opinion Surveys (New Delhi). Vol. XLIII. № 4. January 1998. P. 49.

37. Human Development Report. 2008… P. 336.

38. Ibid. P. 335. 39 Ramachandaran V. K. Op.cit. P. 39–41.

39. Ibid. P. 39.

40. Rekhi S. Still Far from Ready // India Today (New Delhi). 1995. Vol. XX. № 21. P. 123.

41. Human Development Report. 1997. UNDP. New York : Oxford University Press, 1997. P. 181.

42. Deshpande J.V. Elementary Education as Fundamental Right… P. 2382 ; Human Development Report. 2000… P. 196.

43. Human Development Report. 2010. The Real Wealth of Nations: Pathways to Human Development. New York : Palgrave Macmillan, 2010. P. 204.

44. Human Development Report. 2007/2008… P. 267.

45. Ibid. P. 266. 47 China Human Development Report 2005. United Nations Development Programme. Beijing : China Development Research Foundation, 2007. P. 51.

46. Highlights in development of education in China // People’s Daily (Beijing), 09.03.2007.

47. China Human Development Report 2005… P. 17–18.

48. URL: http://www.education.nic.in/higedu.htm

49. Ministry of Human Resource Development, Gov. of India. Department of School Education & Literacy and Higher Education. Annual Report. 2010–2011. New Delhi : Dolphin Printo Graphics, 2011. P. 3.

50. Nayar A. Developing world: educating India // Nature (London). 2011. № 472. p. 25.

51. Human Development Report. 2007/2008… P. 265–267.

52. Cyranoski D. Education: The PhD factory / D. Cyranoski, N. Gilbert, H. Ledford, A. Nayar, M. Yahia // Nature. April 2011. № 472. P. 279.

53. Nayar A. Developing world… P. 25.

54. Witchalls Cl. Facts and figures — India and China // Computing Business. 21.09. 2006.

55. Highlights in development of education in China // People’s Daily. 09.03.2007.

56. Powell G. China’s universities moving to the top // China Economic Review. 19.11. 2007.

57. URL: http://usinfo.state.gov/xarchives/display.html?p=washfile-russian&y=2005&m=November&x=2 0051115093903aawajuk0.1001093 81 COMPARATIVE POLITICS • 2 (12) / 2013

58. Мельянцев В.А. «Восточноазиатская модель» экономического роста… С. 19 ; сайт ЮНЕСКО. URL: http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=167 [Mel’jancev V.A. «Vostochnoaziatskaja model’» jekonomicheskogo rosta… S. 19 ; sajt JuNESKO. URL: http://stats.uis. unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=167]

59. “Far Eastern Economic Review” (Hong Kong), 16.10.1997. № 42. P. 13.

60. Highlights in development of education in China // People’s Daily (Beijing). 09.03.2007.

61. Сайт ЮНЕСКО. URL: http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=167

62. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / под ред. В.В. Михеева М. : Московский Центр Карнеги, 2005. С. 168. [Kitaj: ugrozy, riski, vyzovy razvitiju / pod red. V.V. Miheeva M. : Mosk. Centr Karnegi, 2005. S. 168.]

63. Rajagopalan, T. S. et al. The Directory of Scientific Research Institutions in India. Delhi : INSDOC, 1969.

64. Keenan S., Atherton P. Journal Literature of Physics. NY : American Institute of Physics, 1964.

65. Garfield E. Handbook of Libraries, Archives & Information Centres in India. New Delhi : Segment Books, 1996. Vol. 13. P. 1–16.

66. Официально индийское правительство заявило о мирных целях эксперимента, но мировое сообщество не поверило заверениям. Правда, советский блок публично признал индийскую версию, но вопрос о ядерной программе был наиболее серьезным расхождением еще между Москвой и Дели.

67. India 2006. New Delhi, Indian Government : Publications Division, 2006. P. 779.

68. URL: http://in-cites.com/research/2006

69. Gunasekaran S. Mapping Chemical Science Research in India: A Bibliometric Study / S. Gunasekaran, M. Sadik Batcha, P. Sivaraman // Annals of Library and Information Studies. 2006. Vol. 53. N 2. P. 83–95.

70. Cтерлигов И. Инновационный потенциал стран БРИК: Индия. URL: http://www.strf.ru/client/ news.aspx?ob_no=6034 [Sterligov I. Innovazionnyi potenzial stran BRIK: Indiya. URL: http://www.strf. ru/client/news.aspx?ob_no=6034]

71. URL: http://dst.gov.in/scie_congrs/mosspeech-eng94.pdf , p.14.

72. Balaram P. Science in India: Signs of Stagnation // Current Science (Bangalore). 2002. Vol. 83. № 3. P. 193–194.

73. Sen B.K. Whither Science in India // Current Science. Vol. 92. № 2. 25 January 2007. P. 172.

74. Сайт ЮНЕСКО. URL: http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2638 ; http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2648

75. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию… С. 165. [Kitaj: ugrozy, riski, vyzovy razvitiju / pod red. V.V. Miheeva. M. : Mosk. Centr Karnegi, 2005. S. 165.]

76. См. более подробно: Широков Г.К. Восток: Панорама новейшего времени. М. : ИВ РАН, 2003 ; Лунев С.И. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии / C.И. Лунев, Г.К. Широков. М. : Academia, 2001. [Shirokov G.K. Vostok: Panorama novejshego vremeni. M. : IV RAN, 2003 ; Lunev S.I., Shirokov G.K. Transformacija mirovoj sistemy i krupnejshie strany Evrazii. M. : Academia, 2001.]

77. «В обозримом будущем» — в европейском понимании. Для китайского менталитета, например, характерно абсолютно иное понимание категорий времени и пространства, и политики, и ученые здесь очень легко оперируют столетними периодами.

78. Human Development Report 2001. Making New Technologies Work for Human Development. United Nations Development Programme. New York : Oxford University Press, 2001. P. 3.

79. Mahbub ul Haq, Khadija Haq. Human Development in South Asia… P. 6.

80. Cyranoski D., Gilbert N., Ledford H., Nayar A. & Yahia M. Education: the PhD factory // Nature London. 20 april 2011. № 472. P. 277.

81. Agarwal P. Higher Education in India: the Need for Change. Working Paper № 180. New Delhi : Indian Council for Research on International Economic Relations, June 2006. P. 61.

82. Nayar A. Developing world: educating India // Nature (London). 2011. № 472. P. 26.

83. China’s High Technology Development Hearings before the U.S.-China Economic and Security Review Commission. P. 223–224.

84. Cyranoski D. Op. cit. P. 277.

85. Nayar A. Developing world… P. 25. 88 Science & Technology. Newsletter India. New Delhi, September 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Лунев С.И. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, АСПИРАНТУРА) И НАУКИ В КИТАЕ И ИНДИИ. Сравнительная политика. 2013;4(2(12)):70-81. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-2(12)-70-81

For citation:


Lunev S.I. EDUCATION (BASIC, HIGHER, AND POSTGRADUATE) AND SCIENCE DEVELOPMENT IN CHINA AND INDIA. Comparative Politics Russia. 2013;4(2(12)):70-81. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-2(12)-70-81

Просмотров: 1797


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2221-3279 (Print)
ISSN 2412-4990 (Online)